Grigoriy Aleksandrov

Григорий Александров

Григорий Александров – великий советский режиссер, актер и сценарист. Автор таких шедевров, как «Веселые ребята»,...

Развернуть
Биография

Григорий Мормоненко (настоящая фамилия) родился 23 января 1903 года в семье уральского горнорабочего в Екатеринбурге. В мир искусства Григорий попал уже в 9 лет – мальчик подрядился посыльным в Екатеринбургский оперный театр. Постепенно, наблюдая за работой других служителей театра, Григорий сам стал занимать более квалицированные должности – помощника реквизитора, декоратора, электротехника, и в итоге дослужился до помощника режиссера.

Одновременно юноша учился в музыкальной школе, где постигал науку игры на скрипке.

Пристрастившись к театру, Григорий записался на режиссерские курсы Рабоче-крестьянского театра при губернском отделе народного образования. Одновременно с этим 18-летний Григорий три года был актером Первого Рабочего театра Пролеткульта в Москве. После того, как он в 20 лет окончил режиссерские курсы, сразу же был назначен инструктором отдела искусств. Молодой человек контролировал репертуар кинотеатров.

К этому времени относится его знакомство с режиссером Сергеем Эйзенштейном – поворотное событие в его жизни. Поначалу Александров принимал его приглашения играть в театральных постановках. Но впоследствии Григорий стал помощником Эйзенштейна на киносъемках. Все появления Григория Александрова как киноактера связаны с фильмами Эйзенштайна. Так, в 1923-м году она стал главным героем его ленты «Дневник Глумова». Затем в его фильме «Стачка» (1924) сыграл главного героя бригадира, а также работал его ассистентом. На следующий год Григорий сыграл в культовой ленте Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925), где тоже работал помощником Эйзенштейна.

Следом Александров выступил как соавтор сценариев и сопостановщик историко-революционного фильма Энзенштейна «Октябрь» (1927) и фильма «Старое и новое» (1929). В 26 лет Григорий отправился в Голливуд: с 1929 по 1932 годы вместе с Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ он перенимал опыт у коллег в США. В 1932-ом году Григорий снял на чужбине картину «Да здравствует Мексика!».

Когда Григорию Александрову исполнилось 29, его имя уже было обласкано славой. Сам Сталин вызывал его из Америки и потребовал того стать режиссером ленты, прославляющей его режим. Так, в 1932-м году появился фильм «Интернационал». Довольный Сталин попросил талантливого режиссера создать комедию – и вскоре Григорий снял ленту «Веселые ребята» (1934), музыкальную комедию о похождениях жизнерадостного пастуха-музыканта Кости Потехина, ставшую шедевром советского кино. Картина имела колоссальный успех и прославила имя Александрова как среди простого народа, так и среди взыскательного мирового зрителя. Так, сам Чарли Чаплин сказал о русском режиссере: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа». Кроме того, «Веселые ребята» дали стране новую кинозвезду – Любовь Орлову. Красавица стала второй супругой Александрова (первая супруга Ольга Иванова подарила режиссеру сына Дугласа).

Следом за триумфом Александров создал еще несколько шедевров, вознесших Орлову в пантеон советских кинодив, – комедию «Цирк» (1936), мюзиклы «Волга-Волга» (1938) и «Светлый путь» (1960), фильм «Весна» (1947), прогремевший в Венеции, и еще несколько картин.

После развода с Орловой, Александров женился на вдове своего сына Галине Крыловой, которая долго добивалась его любви. Ушел из жизни в 80 лет, 16 декабря 1983 года.

Комментарии
Расскажите первым о персоне