кадр: Amblin Entertainment

Признак мульта. Четыре пальца на руках и другие особенности мультяшек

Жанр мультипликация начал складываться в кино еще в конце XIX века и с тех пор прошагал гигантский путь до дорогостоящих современных блокбастеров в 3D и iMax. И вроде бы некоторые традиции прорисовки мультперсонажей (например, четыре пальца на руках вместо пяти) должны были давно стать архаикой и уйти в прошлое, но они уже много десятилетий кочуют от одного фильма к другому. «Титр» перечисляет главные несуразности нарисованных героев, которые уже давно стали для нас милыми и неотъемлемыми чертами мультфильмов.

По четыре пальца на руках и ногах

То, что у мультяшек на один палец меньше, чем у людей, обычно принято объяснять ленью мультпликаторов. Мол, разумеется: постоянно прорисовывать четыре пальца проще, чем рисовать пять. При этом пальцы у мультяшек, как правило, пухлые; пять таких на руке поместятся с трудом. Однако традиция изображения четырех пальцев древнее самой мультипликации. Она повелась за несколько веков до создания анимированных картинок — еще в театрах кукол. Мастера уже тогда заметили, что большая рука с пятью пальцами смотрелась неестественно — как грабли или ветка дерева. Поэтому они стали оснащать своих персонажей только четырьмя пальцами.

Фильмы.
иллюстрация: United Plankton Pictures
И это отнюдь не диснеевская традиция. Ведь, ни с кем не сговариваясь, по четыре пальца на руках мультяшек рисовали и авторы советской анимации. Обратите, к примеру, внимание, на руку советскогоКарлсона.

Фильмы.
кадр: союзмультфильм
Интересно, что в диснеевских мультфильмах четырьмя пальцами обладают зачастую персонажи-люди, а у героев-зверей и вовсе — лишь три пальца на руке.

От этой традиции постепенно отходят некоторые мультипликаторы. Но, например, создатели «Симпсонов» хранят ей верность и отступают только в исключительных случаях — когда показывают бога.

Фильмы.
кадр: Fox
Белые резиновые перчатки на руках

За этой деталью кроется тоже более чем банальное объяснение. Каждому персонажу прорисовать свои лапы — долго. А белые перчатки намного упрощают затраты труда: они надеваются на лапу любому персонажу, и об особенностях его ладоней и пальцев больше заботиться не стоит.

Фильмы.
кадр: Disney
Отсутствие крови, первичных половых признаков и иных анатомических подробностей

В конце 80-ых, начале 90-ых на экраны выходят несколько картин, где мультяшки появляются наряду с людьми в качестве отдельного биологического вида со всеми присущими себе особенностями. Ставший классическим (четыре «Оскара») фильм Роберта Земекиса «Кто подставил кролика Роджера» вводит для них специальное название — toon (сокращение от cartoon, «мультфильм»), ставшее нарицательным и укоренившееся в словарях английского языка. В русском переводе их, соответственно, назвали «мультами». «Кто подставил кролика Роджера» — это вполне каноничное изображение мультипликационных персонажей, за, пожалуй, одним исключением. Но о нем чуть позже.

Помимо того, что у мультов по четыре пальца на руках и ногах, у них нет крови и отсутствуют некоторые анатомические подробности. И это, в свою очередь, объясняется довольно просто. Мультфильмы сложились как жанр развлечения детей, поэтому в них не должно быть всего того, что детей может напугать — крови или ранений. В «Кто подставил кролика Роджера» можно убить мульта, но не физическим насилием, а с помощью специального сиропа, который действует как ластик — попросту стирает персонажа.

О различиях полов и сексе с детьми тоже говорить рановато, поэтому и анатомические подробности были ни к чему. Правда, в «Кто подставил кролика Роджера» эти подробности подразумеваются у одного персонажа — красавицы Джессики, но ей тут все-таки отведена особая роль.

Но по той же — анатомической — причине мультяшки часто ходят вообще без штанов.

Фильмы.
кадр: Walt Disney Television Animation
Способность без ощутимого вреда для себя падать с высоты, пробивать собой твёрдые поверхности и временно деформироваться.

Кроме того, в 1990 году вышел мультсериал Стивена Спилберга «Приключения мультяшек», или Tiny Toon Adventures. В 1993 — диснеевский мультсериал «Чокнутый». В них тоже мульты — тоже представлены как отдельный вид.

Причем у мультов есть еще одна особенность: они не знают о своей неубиваемости. Именно потому они могут падать с большой высоты, видеть птичек после удара по голове и делать большие глаза при виде неожиданности, но такие персонажи не подозревают о своей мультяшности — и, следовательно, бессмертия. В противном случае, их поведение стало бы до банального скучным.

Фильмы.
кадр: Warner Bros. Television
Это же их наделяет сверхумением — сверхбыстрым передвижением.

А также — выпадением глаз и вылезанием из шкуры, которые должны увеличивать комичность ситуаций.

Фильмы.
кадр: Warner Bros.
Чем меньше этих элементов в произведении и чем более реалистичен мир и отрисовка — тем менее мультяшными делаются персонажи.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Вам еще понравится