pinterest.com

100 лучших фантастических фильмов. Чтобы стать спецом в теме

В этом списке собраны фильмы, которые проверены временем, стали классикой и сделали своим существованием большой вклад в жанр. Посмотрите эти ленты, и вы станете спецом, расширьте список — и вы станете экспертом.

Тут есть все, на что способно воображение человека: от сказок до космических опер, ужасы, фэнтези.

СТАРОЕ КИНО

Путешествие на луну, 1902

Фильмы.

Первый фантастический фильм, по крайней мере, на нашей планете и в нашем измерении. Гигантские грибы, живые планеты и сталкивание пилотируемого снаряда с края Луны — нет, в 1902 году в это уже не верили. Мельес снял авангардную комедию, апробируя новейшие спецэффекты того времени.

Аэлита, 1924

Фильмы.

Первая экранизация романа Алексея Толстого и первая полнометражная лента о космическом путешествии. Декорации в стиле конструктивизма, завуалированные выпады против социалистического строя и натуралистические съемки. За рубежом «Аэлиту» считают кинофантастикой № 1, повлиявшей на «Метрополис» и «Флэша Гордона».

Метрополис, 1927

Фильмы.

Для кого-то это прадедушка «Эквилибриума» и «Терминатора», для учебников — это шедевр немецкого экспрессионизма. Кино с другой планеты — вычурное, с непрерывной музыкой, клоунской мимикой и шикарными пейзажами футуристического города.

Носферату: Симфония ужаса, 1922

Фильмы.

Первый фильм о Дракуле — лысом и недовольном. Лысом — потому что это экспрессионизм, а недовольном, потому что даже в 1922 году были проблемы с авторскими правами. Немое кино, марионеточные движения актеров и один из самых запоминающихся образов кровососа.

КОСМИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА

Звёздные войны Эпизоды I-VI, 1979−2005

Фильмы.

Нужны ли вообще комментарии? Культовая космоопера, по утверждению одних, переродившая весь жанр, а по утверждению других — похоронившая его. Не поддающаяся объяснению популярность этих фильмов во всем мире делает шесть эпизодов звездной саги обязательными к просмотру.

2001 год: Космическая одиссея, 1968

Фильмы.

Шедевр Стэнли Кубрика и Артура Кларка. Для жанр, а он примерно то же самое, что и полет Гагарина для космонавтики. Фантастика с девяностодевятьюпроцентной научной достоверностью и фотореалистичными спецэффектами. Фильм, предсказавший многие детали будущего: плоские экраны, кредитные карты, распознавание голоса, телевизоры в спинках кресел. Квинтэссенция жанра.

Запретная планета, 1956

Фильмы.

На самом деле, отнести «Запретную планету» с молодым и тогда еще серьезным Лесли Нильсеном в главной роли к какой-либо жанровой группе весьма сложно. Пытаться втиснуть ее в тематические рамки — все равно что обозвать магистра Йоду жабой. Это нечто другое: думайте о родоначальнике канонов современной космической фантастики — не ошибетесь.

Дюна, 1984

Фильмы.

Бытует подозрение, что Дэвид Линч снимает фильмы исключительно для себя. Его «Дюна» — донельзя самобытная притча, повествующая совсем не о спайсе, планете Арракис и голубоглазых мутантах. Это пьеса по мотивам сновидений. Переклички с книгой Герберта минимальны: перед нами тот случай, когда творческая отсебятина выходит на первый план и местами сияет ярче оригинала.

Горизонт событий, 1997

Фильмы.

Один из первых фильмов Пола В. С. Андерсона привлекает умелой компиляцией идей из других картин. Здесь отнюдь не безвкусно смешаны паранойя «Сияния» и мистицизм «Соляриса». После «Горизонта событий» никому не удалось снять вменяемый космический ужастик без непосредственного участия зубастых инопланетян.

Звездный десант, 1997

Фильмы.

У Пола Верховена получился самый монументальный космический боевик о противостоянии людей и инопланетных насекомых. Он, конечно, шаблонен, однако в этом, как ни странно, заключается источник его шарма. Доблесть космических десантников абсолютизирована настолько, что фильм смотрится как пародийная сатира.

Пятый элемент, 1997

Фильмы.

Эпическая костюмированная феерия Люка Бессонна. Все сливки фантастических боевиков на сочной комедийной «клубничке». Самый дорогостоящий фильм французского кино, самые дорогие спецэффекты европейского кино. Крепкий орешек и Элис устраивают большой бада-бум.

Миссия «Серенити», 2005

Фильмы.

Полнометражный финал сериала «Светлячок» несколько лет назад скрасил любителям космической фантастики тотальное безрыбье в этом жанре кинематографа. Сам факт его съемок — один из редких случаев, когда возмущение фанатов из-за прекращения показа сериала убедили владельцев «Двадцатый Век Фокс» пойти им навстречу.

ПРОЧАЯ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

Терминатор 1−2, 1984/1991

Фильмы.

Классика никогда не была такой классной: самый харизматичный киборг-убийца, самые опасные парадоксы времени, самое страшное будущее. Перестрелки и юмор, бездушная машина смерти и сожаление о неспособности заплакать. Постсоветский термин «супербоевик» здесь как нельзя кстати.

Вспомнить все, 1990

Фильмы.

Все или ничего. Все — это Пол Верховен, Арнольд Шварценеггер, Филип Дик и завораживающий боевик с элементами шизофрении и членовредительства. Ничего — это то, что мы имели бы сейчас без такой картины. Этот фильм — на нашем диске. Посмотрите его и сами все поймете.

Планета обезьян, 1968

Фильмы.

История приключений группы астронавтов в будущем Земли, населенной обезьянами. Такое не снилось ни Уэллсу, ни Дарвину — Робинзон стал рабом Пятницы. Язвительная и жестокая зоологическая антиутопия про человеческое уродство в обезьяньей шкуре с длинным хвостом римейков.

Инопланетянин, 1984

Фильмы.

Воевать с инопланетянами — к несчастью. С ними лучше дружить, особенно если пришельца играют роботы за 700 тысяч долларов, 2 карлика и 12-летний безногий мальчик, а у руля проекта стоит Стивен Спилберг. 4 «Оскара» и звание самого доброго фильма на свете кладут на лопатки любые другие картины о встрече с братьями по разуму.

Полет навигатора, 1986

Фильмы.

На этот фильм юные граждане СССР ходили как минимум семь раз. Не потому, что единственной альтернативой были трансляции съездов КПСС. Просто легко было поставить себя на место Дэвида и попасть в окружение чудес инопланетной жизни. Фильм влезает в подсознание и остается там навсегда. Почему? Видимо, не обошлось без внеземных технологий.

Трон, 1982

Фильмы.

Первый фильм с виртуальными персонажами и компьютерными декорациями. Главный герой попадает в электронную реальность, где правит программа-диктатор. Никакого виртуального кунг-фу, ведь на дворе 1982 год. Однако все равно это бета-версия «Матрицы». Предтеча кино, измеряемого гигабайтами.

Вторжение похитителей тел, 1956

Фильмы.

Злым инопланетянам нужны ваши мозги, а очень злым — ваше тело. Тонкая антисоветская агитка времен маккартианской охоты на коммунистов оказалась слишком хорошей, чтобы быть списанной на свалку истории. Живой учебник жанра, ломающий «четвертую стену» (воображаемая стена, разделяющая актеров и зрителей. «Ломая» ее, актер устанавливает контакт со зрителями — в частности, обращается к ним напрямик).

Видеодром, 1983

Фильмы.

Не смотрите на название этой рубрики — лучше посмотрите на свой живот. Вдруг там появилась новая дырочка? Туда будут вставлять видеокассеты, и вам придется убивать! Лучший фильм Кроненберга, по сравнению с которыми работы Дэвида Линча — скучная документалистика. Слышите хлопки? Это не аплодисменты — это взрываются мозги зрителей.

Куб 1−3, 1997—2004

Фильмы.

Набор «кубиков» прорубил новую нишу в жанре фантастических триллеров. Кафкианская фабула логического абсурда, лабиринт смертельных ловушек, препарирование характеров, фантастические эксперименты, темпоральные двойники, гиперпространственные конструкты, безумная надежда на спасение… Вы еще живы?

ПАРОДИИ, КОМЕДИИ

Монти Пайтон и священный Грааль, 1975

Фильмы.

Для восприятия новой легенды о короле Артуре в вашей голове непременно должна сидеть маленькая зеленая уточка и колошматить надувной кувалдой по гипоталамусу. Однако даже адекватные люди записали фильм в список психоделических киношедевров… Невидимыми чернилами. С обратной стороны. Прямо под ярлычком «Осторожно — кролик-людоед».

Охотники за привидениями, 1984

Фильмы.

Привидения ассоциируются с чем-то таинственным и зловещим. Кто же знал, что их можно ловить, переворачивая вверх дном целый город? Американский институт кинематографии поставил первых «Охотников» на двадцать восьмое место в сотне лучших комедий всех времен.

Назад в будущее 1−3, 1985−1990

Фильмы.

Трилогия Роберта Земекиса стала своего рода прорывом в жанре. Образы молодого и энергичного путешественника во времени, а также старого, но неутомимого ученого оказались настолько яркими, что зритель сразу проглотил «наживку» и обеспечил культовому фильму безоблачное будущее и два сиквела.

Кто подставил кролика Роджера, 1988

Фильмы.

В этом фильме живые актеры впервые оказались в кадре с мультипликационными героями. Своеобразная ретростилизация, которая придется по вкусу даже взрослым — уж они-то оценят цинизм местного шоу-бизнеса даже в делах, касающихся мультфильмов.

Космические яйца, 1989

Фильмы.

Одним из основоположников жанра кинобезобразия, со временем мутировавшего в «Очень страшное кино», стал Мел Брукс. Написанный за шесть месяцев сценарий одобрил сам Джордж Лукас. Достаточно лишь перечислить высмеиваемые фильмы: «Супермен», «Планет обезьян», «Чужой», «Назад в будущее», «Звездные войны» и многие другие.

День сурка, 1993

Фильмы.

Фильм, использовавший модную ныне концепцию «временной петли». Немного абсурдный, смешной и яркий, он снискал признание не только у поклонников фантастики, но и у остальных зрителей благодаря актерской игре и забавному сюжету, в котором аномальное явление — лишь средство для раскрытия характеров персонажей.

Догма, 1999

Фильмы.

Кевин Смит в своем репертуаре: только он может совместить религиозную философию, тонкую (можно сказать — глубокомысленную) ироничность и шутки про гомосексуалистов и половые извращения. В результате — бурный общественный резонанс и комплименты от общества Американских писателей научной фантастики и фэнтези за лучший сценарий.

Люди в черном 1−2, 1997/2002

Фильмы.

Ироничная кинодилогия о буднях сотрудников тайной организации «Люди в черном» собрала по миру миллиард долларов и навсегда запомнилась зрителям как одно из лучших выступлений Уилла Смита на больших экранах.

В поисках галактики, 1999

Фильмы.

Качественных фильмов на космическую тему немного, а уж адекватные пародии на них — вообще исчезающий вид. На этом фоне особняком стоит комедия Дина Паризо. Помимо очевидных и, надо сказать, весьма забавных шуток, у картины есть второй уровень, на котором высмеивается жизнь и карьера сериальных актеров.

Дикий, дикий Запад, 1999

Фильмы.

Самый удачный представитель жанра стимпанк в современном кинематографе, если не брать в расчет маразматичную «Лигу выдающихся джентльменов». Яркая лента с Уиллом Смитом в главной роли смешала в себе не только мотивы паровой фантастики, но и классический американский вестерн.

Атака помидоров-убийц, 1978 Возвращение помидоров-убийц, 1988

Фильмы.

Приелись однообразные чудища? Тогда отведайте томатную пилюлю Джона Де Белло. Его квадрология о помидорах-людоедах, несмотря на подчеркнуто гротескную абсурдность, собрала штампы жанра монстр-муви на десятилетия вперед. Для приобщения к томатно-прекрасному достаточно и первых двух частей. Кетчуп в комплект не входит.

ФЭНТЕЗИ

Властелин колец 1−3, 2001—2003

Фильмы.

Зрители принесли в кинотеатры 3 миллиарда долларов. Киноакадемики отдали Джексону 17 «Оскаров» (65,5 килограммов позолоченного олова), которые он не имеет права продавать (должен сперва предложить Киноакадемии выкупить их по 1 доллару за статуэтку). Трилогия обогнала по сборам «Звездные войны» и «Гарри Поттера» и стала самым популярным кинопроектом в истории.

Конан 1−2, 1982/1984

Фильмы.

Единственная и самая популярная экранизация произведений Роберта Говарда, идеал жанра «мясо и магия». В 1985 году была еще «Рыжая Соня», но это как фальшивая елочная игрушка — блестит, а радости никакой.

Темный кристалл, 1982

Фильмы.

Культовое фэнтези от создателей «Маппет-шоу». Здесь нет лягушонка Кермита или мисс Пигги, но эмоциональность марионеток достойна шекспировских пьес. Ручная, во всех смыслах слова, работа. Борьба Добра и Зла, природа гармонии и гармония природы — все очень серьезно. Премия «Сатурн» (фэнтези-фильм года), номинации на «Хьюго» и BAFTA.

Бесконечная история, 1984

Фильмы.

Фэнтези Вольфганга Петерсена — большого мастера блокбастера, во время просмотра которого зрители не скажут «Вау!», а по пути домой начнут переводить старушек через улицы. Тонкая, умная и в то же время восхитительно наивная сказка. Настоящий гимн человеческому воображению — торжественный и завораживающий.

Легенда, 1985

Фильмы.

Ридли Скотт + Том Круз + волшебство = один из лучших образцов вневозрастного кинофэнтези. Настоящие, а не компьютерные декорации, атмосфера сказки без фальшивых бород и музыки Диснея, кусочки души создателей фильма в каждой минуте экранного времени — визуальное лакомство для поклонников жанра и тех.

Уиллоу, 1988

Фильмы.

Джордж Лукас написал сценарий, в котором волшебные существа действительно уникальны, не позаимствованы у Толкина, а сюжет вечен. Фильм поставил рекорд по количеству актеров-карликов, впервые использовал технологию морфинга для превращений, провалился в прокате и, как это часто бывает, вскоре стал культовым.

Гарри Поттер, 2001−2007

Фильмы.

Самое популярное фэнтези начала 21 века получило достойную экранизацию. Уникальный проект, организованный по принципу артхаусных сборников — одна тема, но разные режиссеры с уникальной художественной техникой, стал эталоном современного кинофэнтези. Фильмы, растущие вместе со своими зрителями. Они не делают истории: они сами — история.

АНТИУТОПИЯ

Бегство Логана, 1976

Фильмы.

Один из первых фильмов о бегстве индивида от враждебного общества. Мир уничтожен войной и радиацией, а выжившее население живет в городе под герметичным куполом. Нехватка жизненного пространства приводит к перенаселению, так что всяк достигший тридцатилетнего возраста подвергается уничтожению. Особо упрямые, разумеется, сопротивляются и бегут куда подальше.

Побег из Нью-Йорка, 1981

Фильмы.

Покрытый пеплом одичавший Манхэттен, чьи граждане — преступники и отщепенцы общества. Мир рушится, будущего нет. Из подворотни харизматично стреляет единственным глазом небритый Змей Плискин. Ярчайший пример антиутопии тридцатилетней давности с серьезным лицом. Абстрагируйтесь от несостыковок сценария, просто смотрите и наслаждайтесь.

Безумный Макс 1−3, 1979—1985

Фильмы.

Когда Голливуд впадает в творческую спячку, на сцене материализуется умелец без денег, но с грандиозной идеей и мешком для кассовых сборов. «Безумный Макс» сломал в киноиндустрии все, что только можно. Джордж Миллер выбил из копилок зрителей в двадцать раз большую сумму, породив два достойных сиквела и способствовав восходу звезды Мела Гибсона.

Бразилия, 1985

Фильмы.

Король сюрреализма Терри Гилльям окунулся в антиутопический жанр и подарил нам социальную сатиру в фантастическом антураже. Блестяще спародировав жизнь в Великобритании времен Маргарет Тэтчер и в США при Рональде Рейгане, он подарил зрителю зрелищную и яркую картину с абсурдным сюжетом и оригинальными решениями в области визуального ряда.

Гаттака, 1997

Фильмы.

Повесть об обмане системы человеком, стремящимся к своей мечте. Гаттака — мир, законы межличностных отношений в котором управляются генной инженерией. Всякий неформал, рожденный без участия науки, считается ненужным. Отдельным пунктом фильма значится Ума Турман, которая до знакомства с Квентином Тарантино умела играть радикально другие роли.

Особое мнение, 2002

Фильмы.

Если трое провидцев-наркоманов вещают о еще не совершенных преступлениях, значит, вы смотрите боевик с почти идеальным сочетанием экшен-сцен и глубокомысленных рассуждений о природе правосудия, Томом Крузом в главной роли и Стивеном Спилбергом в угадайте каком кресле.

Эквилибриум, 2002

Фильмы.

В мире Джона Престона нет красок. Единственное его чувство — холодная сосредоточенность, а жизнь вокруг регулируется убивающими эмоции препаратами. «Эквилибриум» из тех фильмов, которые могут впечатлить зрителей яркостью визуальных образов, и ко всему прочему остаются в подкорке, заставляя регулярно вспоминать о себе.

Дитя человеческое, 2006

Фильмы.

Ручная камера и оператор-легкоатлет привносят в любое экранное действо реалистичности. «Дитя человеческое» эксплуатирует этот трюк по полной: минимум спецэффектов вкупе с иллюзией документального фильма, и вы уже не в состоянии оторваться от блужданий Клайва Оуэна по британским руинам с последним ребенком планеты подмышкой.

КИБЕРПАНК

Бегущий по лезвию, 1982

Фильмы.

Фильм стал первым шагом в кино набирающего популярность жанра киберпанка. История об Рике Декарде, выслеживающем беглых людей-подделок, стала вторым после «Чужого» триумфом Ридли Скотта на ниве научной фантастики. Культовый фильм, безоговорочно признанный многими кинокритиками лучшим фантастической картиной всех времен.

Робот-полицейский, 1987

Фильмы.

Никогда не задумывались, какое давление должно быть в шинах полицейского автомобиля, чтобы севший за руль Робокоп не испытывал в пути никаких проблем с клиренсом? Верховен отвечает, что стандартного вполне хватит. Впрочем, кто будет смотреть на машину, когда рядом хромированный Мерфи решительно пускает пули в лоб набегающим криминальным элементам?

Матрица, 1999

Фильмы.

Сколько бы реальной ни была «Матрица» для братьев Вачовски, алчущая кунг-фу и перестрелок публика запомнит ее как эталон зрелищной киберпанк-фантазии с претензиями на духовность. История, в которой есть пробежки по стенам и сложносочиненные взаимоотношения всего и вся, не может быть неинтересной.

Джонни Мнемоник, 1995

Фильмы.

Там, где нет Киану Ривза в длинном пальто, есть Киану Ривз с необъятной флешкой в черепе. Вирусные агенты или якудза, разум машин против разума человека — система ищет хакеров, развеселый киберпанк подмигивает из каждого пикселя, а Уильям Гибсон довольно потирает руки: его «киберпространство» окончательно ушло в массы.

Экзистенция, 1997

Фильмы.

Когда к вашему телу подключена биологическая игровая консоль, сохранить чувство реальности не легче, чем при просмотре фильмов Кроненберга. Когда вы не знаете, материален ли мир перед глазами, то неизбежно начинаете совершать малообъяснимые поступки. Окончательно запутав клубок иллюзий, вам остается лишь распрощаться с сознанием и переселиться в игру. Это все по-настоящему или нет?

Тринадцатый этаж, 1999

Фильмы.

Если вам очень хочется сделать «Матрицу», но без перестрелок и беспрестанного мельтешения конечностями, в итоге может получиться «Тринадцатый этаж». Эпичностью здесь и не пахнет, однако фильму она и не требуется. Наглядный пример того, как атмосфера и актерская игра могут заинтриговать не хуже ярких спецэффектов.

Искусственный разум, 2001

Фильмы.

Эмоционально насыщенные мелодрамы про сложные взаимоотношения взрослых и не очень людей по-прежнему на коне. А вы бы взяли в семью на испытательный срок ребенка-робота? «Искусственный разум» предполагает, что да. Там, где есть такое чудо техники, обязательно найдется ребенок-завистник, а вместе с ним — душещипательный конфликт, грозящий обернуться сентиментальной развязкой.

УЖАСЫ

Изгоняющий дьявола, 1973

Фильмы.

Апофеоз жанра ужасов ценой в 1 млн долларов. История девочки, в которую вселилось исчадие ада, даже сейчас пугает зловещей атмосферой — плодом совместных усилий режиссера, сценариста, великолепного актерского состава и целой бригады композиторов. Получив две премии «Оскар», «Изгоняющий дьявола» поднял планку качества хорроров на религиозную тему.

Сияние, 1980

Фильмы.

Знаменитый фильм по одноименному роману Стивена Кинга с Джеком Николсоном в главной роли и Стэнли Кубриком в режиссерском кресле. Результат их работы до сих пор считается эталоном психологического триллера. По сути, это коллекция неповторимых визуальных образов, доводящих добропорядочного отца семейства до безумия.

Кошмар на улице Вязов, 1984

Фильмы.

Легендарный «Кошмар на улице Вязов» положил начало не только многочисленным фильмам про монструозных маньяков, но и расширил границы жанра ужасов. Блестяще реализовав идею убийства жертвы в ее сне, Уэс Крейвен явил нам одного из самых зловещих и харизматичных убийц 20 века, благодаря которому бессонница помучила не одно поколение зрителей.

Омен, 1976

Фильмы.

К середине 70-х зритель пресытился фильмами про сверхъестественных вредителей. «Омен» пришелся как нельзя кстати. Кто бы мог подумать, что посланником сил Зла может стать ребенок? С виду безобидный недоросль одним только взглядом смог напугать киноманов по всему миру, перегнав всех ужасных и зубастых конкурентов.

Ночь живых мертвецов, 1968, Рассвет мертвецов, 1978

Фильмы.

Джорджа Ромеро можно смело называть отцом всех зомби. Без «Ночи живых мертвецов» невозможно представить известную серию видеоигр Resident Evil и фильмы вроде «28 дней спустя». Именно Ромеро пригласил в наш мир сотни ходячих трупов, предпочитающих нормальной еде человечину.

Зловещие мертвецы 1−2, 1981/1987

Фильмы.

Низкобюджетные фокусы Сэма Рэйми с видеокамерой превратились в бессмертную классику трэшевого хоррора. Разумеется, в хорошем смысле слова: бенефис Брюса Кэмпбелла фонтанирует кровью и не миндальничает с главными героями. Зрелище, ясно дело, на любителя, но таких по всему миру — как мертвецов непиленных.

Восставший из ада, 1987

Фильмы.

Культовая сага о вторжении темных сил в наш мир, созданная гуру ужасов Клайвом Баркером. Яркий визуальный ряд стал визитной карточкой серии. Если вы смотрели хоть одну из многочисленных частей, то знаете симпатягу Пинхеда и прочих кенобитов, а также загадочную головоломку, связывающую разные миры.

Ведьма из Блэр, 1999

Фильмы.

Один из первых фильмов, сочетающих элементы профессиональной постановки и любительской видеосъемки. Простенький на первый взгляд триллер покорил сердца зрителей не закрученным сюжетом, а шармом низкобюджетного кино. Сегодня режиссеры активно используют трясущуюся камеру и стилизуют визуальный ряд под домашнюю съемку.

Обитель зла, 2002

Фильмы.

Редкий случай, когда экранизация видеоигры получилась не менее интересной, чем первоисточник. Пол Андерсон снял динамичный и стильный зомби-боевик, не только адаптировав легенду игровой индустрии, но и добавив в него ряд собственных наработок.

ФИЛЬМЫ ПРО ЧУДОВИЩ

Чужой 1−4, 1979−1997

Фильмы.

Дикие, но симпатичные творения Ханса Рудольфа Гигера давно обосновались на верхней строчке хит-парада монстров. Фильмы про них остаются своего рода эталонами: «Чужой» — шедевр жанра ужасов, «Чужие» — великолепный боевик, «Чужой 3» — недооцененная зрителями, но от того не менее эмоциональная драма, «Чужой: Воскрешение» — в меру фееричное приключение на фоне космических декораций.

Годзилла, 1954−2004

Фильмы.

Даже не возьмемся перечислять почти три десятка фильмов, в которых появилось это японское чудовище. Годзилла не только самый известный кайдзю («странный зверь» или «монстр») Японии, но и икона мирового кинематографа. Регулярно крушащая Токио тварь превратилась в один из символов Страны восходящего солнца и удостоилась собственной звезды в Голливудской аллее славы.

Нечто, 1982

Фильмы.

Инопланетяне среди нас? А то мы не знали! Для кого, думаете, в шкафу огнемет припасен? Однако что делать, если неизвестно, кто из окружающих — не человек, а… нечто. О паранойе в условиях, приближенных к полярным, наиболее подробно рассказал Джон Карпентер в римейке фильма 1951 «Нечто из другого мира».

Хищник, 1987

Фильмы.

Умелая эксплуатация темы борьбы с враждебным инопланетянином. В отличие от коллег по цеху, местный пришелец терроризирует людей не в космосе, а на Земле, и не потому что голодный, а потому что азартный. Отряду спецназовцев в нем противостоит не очередная зубастая жуть, а охотник-виртуоз. За работой профессионалов всегда интересно наблюдать.

Парк Юрского периода 1−2, 1993/1997

Фильмы.

Стивен Спилберг обожал динозавров, поэтому его дилогию «Парк Юрского периода» можно назвать воплощением мечты. Передовая по тем временам компьютерная графика, искусная аниматроника и великолепная режиссура позволили настолько реалистично показать доисторических существ, что у зрителей до сих пор дух захватывает.

Кинг Конг, 2005

Фильмы.

Мистер Конг эволюционировал из похотливого дикаря в романтика печального образа, коим он и предстает в фильме Питера Джексона. Он уже не просто часть враждебной природы с улыбкой Льюиса Армстронга, а один из центральных персонажей. Фильм кому-то покажется слегка затянутым, однако посмотреть его непременно стоит из-за яркой картинки и масштабов постановки.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

Солярис, 1972

Фильмы.

За вольную трактовку своего романа Станислав Лем в свое время едва не закатал Андрея Тарковского в бетон. Однако несмотря на различия главных идей первоисточника и фильма, последний стал классикой отечественной кинофантастики. Знаковая меланхолия Тарковского и непростой философский подтекст заставят шевелить мозгами даже самого аморфного зрителя.

Кин-дза-дза!, 1986

Фильмы.

До сих пор «Кин-дза-дза» — один из самых любимых фильмов российского почитателя фантастики. Георгий Данелия показал зрителям уникальный далекий мир, где высокие технологии уживаются вместе с варварским образом жизни. Главное отличие этой философско-сатирической истории в том, что она получилась доброй и искренней. «Ку» три раза!

Марья-искусница, 1959

Фильмы.

Александр Роу всегда отличался нестандартным подходом к экранизации сказок. Выбранный фильм — одна из ярчайших его работ. Психоделические декорации выразительны настолько, что у зрителей за ушами трещит. А то, что актеры ведут себя малость наигранно — не беда. Чай, не для академиков снимали.

Небо зовет, 1959

Фильмы.

Именно фильмы Павла Клушанцева вдохновили Стэнли Кубрика и Джорджа Лукаса, став их учебными пособиями по созданию спецэффектов. «Небо зовет» — едва ли не первый фильм, где космический полет отображен более-менее достоверно, и это за два года до подвига Гагарина.

Его звали Роберт, 1967

Фильмы.

Задолго до «Электроника» и «Терминатора» Илья Ольшвангер провел киноэксперимент, отправив робота на улицы города. Кто такой Роберт? Киборг, созданный для освоения космоса. Однако может ли искусственный разум заменить человека? Фильм ответил на этот вопрос гораздо раньше, чем робот модели T-800 понял, почему люди плачут.

Москва-Кассиопея, 1973 / Отроки во Вселенной, 1974

Фильмы.

Своеобразный «Евангелион» 70-х годов. В центре повествования — тоже дети не старше 14 лет. По ходу действия они взрослеют и переживают ломку характера, только по-нашему, по-советски. Вместо ангелов — полет к другой солнечной системе, вместо гигантских роботов — вполне себе гуманоидные. Славные были времена…

Сказка странствий, 1982

Фильмы.

Музыкальный фильм Александра Митты балансирует на грани между сказкой-притчей и темным фэнтези. В этом его особенность — источник волшебного обаяния. История о скитаниях по стране, где, кажется, не осталось места Добру, вызывает самые противоречивые чувства: страх, гнев, горечь… Столь виртуозную игру на зрительских эмоциях нельзя пропустить.

Ночной дозор, 2004

Фильмы.

Почему стоит посмотреть фильм Тимура Бекмамбетова, хотя негативных отзывов о нем не меньше, чем хвалебных? В первую очередь потому, что он открыл новую эпоху отечественной кинофантастики. Российский кинобизнес, что называется, прорвало.

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

Белоснежка и семь гномов, 1937

Фильмы.

Первая полнометражная анимационная лента, которую продюсировал Уолт Дисней и, собственно, одна из первых полнометражных анимационных лент в истории. Сегодня «Белоснежка» занимает почетное место в списке лучших американских фильмов всех времен, составленном Американским институтом кинематографии.

Сунь Укун: Бунт в небесных чертогах, 1965

Фильмы.

Пестрая и вычурная китайская легенда о царе обезьян, великом мудреце, равном небу, даже сейчас, несмотря на примитивную по нынешнем меркам анимацию, поражает воображение. Погружение в мир китайской мифологии разрушит шаблоны восприятия как у того, кто привык к западному фэнтези, так и у любителя аниме.

Тайна третьей планеты, 1981

Фильмы.

Не успела Алиса Селезнева достигнуть совершеннолетия, как стала иконой для отечественных любителей фантастики. Полнометражный анимационный фильм с ее участием щеголяет статусом культового не только благодаря достойному визуальному ряду и обаятельным персонажам, но и великолепно прописанным диалогам, которые давным-давно растащили на цитаты.

Полет драконов, 1982

Фильмы.

Выпущенный прямиком на видео мультфильм служит наглядным образцом западного подхода к анимационным картинам жанра фэнтези. В нем все расписано по классике: принцесса-красавица, добрые и злые волшебники, а главное — драконы.

Акира, 1988

Фильмы.

Этот фильм относят к киберпанку, хотя никакого особенного «кибер» в нем нет. Зато «панка» хоть отбавляй: грязный и жестокий мир после Третьей мировой войны, злобные и циничные герои, запутанный сюжет об опытах над детьми-экстрасенсами… Довольно жуткий фильм, нравящийся одним и отвратительный для других.

Призрак в доспехах 1995/2004

Фильмы.

Что делает человека человеком? Сложное устройство центральной нервной системы? Душа? С прогрессом науки и построением общества высоких технологий эти вопросы переместились из области абстракций в повседневную жизнь. Эта дилогия — философский труд с личиной киберпанка, в котором не случаен каждый кадр.

Титан: После гибели Земли, 2000

Фильмы.

Американская мультипликация скупа на серьезную космическую фантастику. Создатели «Титана» пошли на дерзкий шаг — уничтожили в завязке колыбель человечества, вынудив главных героев искать для выживших новый дом. Несмотря на шаблонных персонажей, зрелище весьма увлекательное и, что немаловажно, красивое.

Унесённые призраками, 2001

Фильмы.

Если бы для материала было отведено больше места, мы непременно упомянули бы все фильмы Хаяо Миядзаки, не ограничиваясь самым на данный момент известным. Это, однако, не значит, что они не рекомендованы к просмотру. Засим умолкаем, поскольку это анимационное чудо двумя строчками все равно не опишешь.

Шрэк 1−2, 2001/2004

Фильмы.

Пожалуй, самая циничная и остроумная пародия на классические сказки. Волею случая хамоватый Шрэк ввязывается в одну авантюру за другой, попутно находя друзей и обретая веру в светлое будущее. Однако, несмотря ни на что, он всегда готов использовать страничку из книги со сказками вместо туалетной бумаги.

Голос далекой звезды, 2002

Фильмы.

Пилот космического флота, преследующего агрессивных инопланетян, улетает все дальше и дальше от родной планеты. Письма, которые она шлет ждущему ее на Земле мальчику, идут до адресата все дольше и дольше. Макото Синкай нашел единицу измерения расстояния между людьми, сделав этот фильм в одиночку на домашнем компьютере.

КИНОКОМИКС

Супермен, 1978

Фильмы.

Одна из первых действительно успешных экранизаций комикса, где наделенный невероятной силой герой борется со злодеями и спасает жителей планеты от катастрофы. Неудивительно, что им стал Супермен — самый шаблонный, но до безумия популярный тогда персонаж. По сути, именно первая серия о приключениях Кларка Кента открыла кинематографистам жанр, называемый кинокомиксом.

Бэтмен, 1989

Фильмы.

Эта экранизация комикса Боба Кейна стала не только показателем качества, но и примером того, как нужно делать темный готический фильм. В далеком 1989 году работа Тима Бертона смогла возродить жанр кинокомиксов, став одной из самых стильных лент за всю его историю. К сожалению, после выхода фильмов Джоэля Шумахера серия превратилась в кислотную дискотеку.

Блэйд 1−2, 1998/2002

Фильмы.

Жанр городского фэнтези с участием вампиров всегда пользовался популярностью. К сожалению, любителям кинематографа долго приходится ждать его достойных представителей. Исправить ситуацию смог брутальный чернокожий герой комиксов Marvel. Стильная и кровавая история о подвигах «гуляющего днем» смогла обрести не меньше поклонников, чем литературные произведения на аналогичную тему.

Человек-паук 1−2, 2002/2004

Фильмы.

Самый динамичный, яркий и дорогой кинокомикс про укушенного пауком-мутантом неудачника. Запоминающиеся спецэффекты и яркие персонажи сделали «Человека-паука» одним из самых кассовых фильмов современного кинематографа. Местами провисающий сюжет, шаблонные персонажи и бесконечный пафос кажутся лишь мелкими минусами на фоне этого грандиозного зрелища.

Город грехов, 2005

Фильмы.

Экранизация одноименного графического романа Фрэнка Миллера, выполненная в стиле нуара, украшена десятком ярких голливудских звезд. Цепочка взаимосвязанных историй стала популярной не из-за психоделического сюжета, а благодаря блестящему визуальному ряду, где каждый штрих цвета только подчеркивает ту или иную деталь.

300 спартанцев, 2007

Фильмы.

Самобытный фильм, выделяющийся ярким визуальным рядом и подчеркнутой недостоверностью. У Зака Снайдера получился фантастический боевик, имеющий мало общего с легендарной битвой при Фермопилах. Но это пошло только на пользу, так как благодаря ему грозные мускулистые греки, вопящие: «Это Спарта-а-а!», стали любимцами всего мира.

ФИЛЬМЫ, НЕ ВОШЕДШИЕ В КАТЕГОРИИИндиана Джонс 1−3, 1981—1989

Фильмы.

Появлению жанра археологической фантастики в кинематографе мы во многом обязаны Джорджу Лукасу, Стивену Спилбергу и Харрисону Форду. Древние цивилизации, нацистские тайны и головокружительные погони — коктейль из этих элементов позволяет смело назвать трилогию о приключениях Индианы Джонса лучшими приключенческими фильмами всех времен.

Горец, 1986

Фильмы.

Главный популяризатор темы бессмертия. История о нестареющих отрубателях голов стала жемчужиной кинематографа, несмотря на неоригинальный сюжет. Очевидные недостатки не помешали рождению целой фантастической вселенной, нескольких продолжений и хорошо известного сериала.

Эдвард руки-ножницы, 1990

Фильмы.

Благодаря «Эдварду руки-ножницы» Тим Бертон вдохнул жизнь в умирающий жанр готических историй, рассказав невероятную по красоте и одновременно весьма грустную сказку. Вы погрузитесь в яркий утопичный мир и увидите не только смелые решения в плане визуального исполнения, но и одну из самых трогательных драм прошлого века.

Ворон, 1994

Фильмы.

Культовый мистический триллер, снятый в жанре городского фэнтези, превратился в икону готического движения. Мрачная романтическая история вывела визуальную стилистику, в частности подход к съемкам боевых сцен, на совершенно иной уровень. Не будем удивлены, если узнаем, что братья Вачовски позаимствовали идеи из «Ворона».

Интервью с вампиром, 1994

Фильмы.

Экранизация одноименного романа Энн Райс. Определенно лучшая вампирская драма в своем роде. Незабываемое зрелище при участии Тома Круза, Кирстен Данст, Брэда Питта и Антонио Бандераса. Их великолепную актерскую игру неустанно сопровождает музыка, написанная Миком Джаггером.

Пираты Карибского моря 1−3, 2003—2007

Фильмы.

До появления пиратской трилогии в этом жанре намечался грандиозный застой. Были вялые попытки разогреть интерес зрителей элементами фэнтези и фантастики, но особым успехом они не увенчались. Зато Джонни Депп в образе Джека Воробья сразу полюбился публике, и мы смогли увидеть современную интерпретацию мифов о «Летучем Голландце» и пиратских войнах.

План 9 из открытого космоса, 1959

Фильмы.

За свое творческое безобразие Эдвард Д. Вуд получил премию худшего режиссера всех времен. Его, с позволения сказать, «фильм» больше напоминает издевательство над зрителями, чем осмысленное кино. В этом, как ни парадоксально, и заключается его ценность: господа, такой маразм нужно видеть!

Источник: mirf.ru

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Вам еще понравится