изображение: "Сад земных наслаждений", Иероним Босх

15 великих фильмов, которые пришлись бы по вкусу маркизу де Саду

«Наслаждение приходит тем же путем, что и боль», — сказал французский философ маркиз де Сад. Эти его слова охотно восприняли на веру многие люди, принадлежащие к миру искусства, и особенно они пригодились тем, кто творит в сфере кино.

Недаром именно кино считается самым выразительным инструментом искусства, который наиболее полно может раскрыть удивительный мир человеческого подсознания и передать чувство освобождения от условностей ограниченного общества.

Дневная красавица / Belle de jour, 1967

Эротический шедевр Луиса Бунюэля произвел в конце 1960 годов настоящий фурор. Холодная красавица Катрин Денёв исполнила роль жены-домохозяйки, которой наскучила ее обыденная жизнь, и чьи сексуальные фантазии в конечном счете привели ее работать в публичный дом. Это произведение можно рассматривать, как настоящее исследование жизни современных женщин, которые подавляют свои тайные желания вместо того, чтобы принимать себя такими, какие они есть. А сюрреализм в некоторых сценах Бунюэль мастерски использовал для того, чтобы показать: наши мечты и сновидения тесно связаны с реальностью и уж точно не менее важны, чем она.

Фильмы. Дневная красавица / Belle de jour, 1967
Дневная красавица / Belle de jour, 1967

Секретарша / Secretary, 2003

Мэгги Джилленхол и Джеймс Спэйдер играют здесь подчиненную и босса, чьи профессиональные отношения постепенно перерастают в садомазохистские. Секретарша, уже и без того склонная к саморазрушению, с готовностью принимает неравенство, навязанное ей боссом. Мэгги прямо-таки излучает чудаковатость, уязвимость и нежное тепло, из-за которых не симпатизировать ей просто невозможно. Со стороны эта история может показаться очередным рассказом о том, как власть имущий человек использует беззащитную женщину, однако счастливый конец фильма напрочь разрушает эту неприятную иллюзию.

Фильмы. Секретарша / Secretary, 2001
Секретарша / Secretary, 2001

Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi, 1972

На съемной квартире в Париже регулярно встречаются вдовец в возрасте и симпатичная молодая девушка. Их встречи носят исключительно сексуальный характер, и они намеренно не раскрывают друг другу своих имен, чтобы отделить свои свидания от своей обычной жизни. Однако печаль главного героя из-за смерти его жены со временем находит выражение в агрессии, которую он направляет на свою любовницу. И этот рискованный для своего времени фильм говорит: да, секс может дать временную отсрочку от волны горя и апатии. Но не забывайте, люди, что в конечном итоге вы все равно одиноки.

Фильмы. Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi, 1972
Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi, 1972

Больной: Жизнь и смерть Боба Фланагана / Sick: The Life & Death of Bob Flanagan, 1997

Создатель этого фильма Кирби Дик создал удивительно живой портрет Боба Фланагана, писателя, артиста и известнейшего мазо-энтузиаста. Боб родился с диагнозом «муковисцидоз», болезнью, причиняющей человеку невыносимые страдания, но вместо того, чтобы сдаться и умереть, решил преобразовать свою боль в удовольствие, а его, в свою очередь, в искусство. Все свои самые извращенные фантазии он переносил в удивительные инсталляции и фотографии, которые смущают и шокируют людей до сих пор. Фланаган умер в 43 года и стал самым долгоживущим человеком с диагнозом «муковисцидоз» на Земле.

Фильмы. Больной: Жизнь и смерть Боба Фланагана / Sick: The Life & Death of Bob Flanagan, 1997
Больной: Жизнь и смерть Боба Фланагана / Sick: The Life & Death of Bob Flanagan, 1997

Империя чувств / Ai no korîda, 1976

Строгие законы Японии вынудили режиссера Нагису Осиму отправить видеоматериалы на монтаж во Францию, потому что его фильм был снят по истории, в свое время наделавшей большого шума. Речь идет о жизни Сады Абэ, проститутки, чьи скандальные отношения со своим работодателем заканчиваются трагедией. Примечательным и в то же время настрого «зацензуренным» этот фильм делают сцены несимулированного секса. Таким образом режиссер в своем произведении словно стер тонкую грань между эротикой и настоящим запретным фильмом для взрослых.

Фильмы. Империя чувств / Ai no korîda, 1976
Империя чувств / Ai no korîda, 1976

Пианистка / La Pianiste, 2001

В драме «Пианистка», основанной на одноименном романе Эльфриды Елинек, Изабель Юппер, известная своими эмоционально сложными персонажами, играет преподавательницу консерватории, попасть в класс которой мечтают все. Она никогда не состояла в связи с мужчиной, ее единственный близкий человек — ее мать, и поэтому, когда молодой студент признается ей в любви, ее реакция на светлое юношеское чувство оказывается совершенно дикой. Михаэль Ханеке, чьи фильмы всегда сосредоточены на механизмах насилия в обществе, демонстрирует, какие садистские формы порой может принимать любовь.

Пианистка / La Pianiste, 2001

Горькие слезы Петры Фон Кант / Die bitteren Tränen der Petra von Kant, 1972

Одной из постоянных тем в творениях Фассбиндера является тема жажды власти, в погоне за которой его герои часто используют любовь. В развязке его историй, как правило, страдают те, кто любил больше. В «Горьких слезах...» элементом садизма выступает не физическое насилие, а психологическое. Практически все действие фильма происходит в пределах квартиры главной героини, Петры, а весь сюжет развивается в ее диалогах с двумя близкими ей женщинами. Одна из них беззаветно предана Петре, а вторая лишь использует чувства ради выгоды. Но в конце концов Петра остается у разбитого корыта.

Горькие слезы Петры Фон Кант / Die bitteren Tränen der Petra von Kant, 1972

Любовь — это дьявол / Love Is the Devil: Study for a Portrait of Francis Bacon, 1998

Дерек Джекоби драматизирует историю жизни художника Фрэнсиса Бэкона, тщательно выписывая картину неустойчивых взаимоотношений Бэкона и его молодого любовника, и создает сложный психологический портрет главного персонажа. Фильм оставляет зрителя с осознанием того, что главный герой был мазохистом, и этим объясняет, почему его картины настолько пронизаны ужасом и страданием, а человеческие тела в них будто изломаны болью. А после окончания просмотра остается стойкое нехорошее ощущение, что тема человеческих страданий в творчестве все еще не исчерпана.

Любовь – это дьявол / Love Is the Devil: Study for a Portrait of Francis Bacon, 1998

Ночной портье / Il portiere di notte, 1973

Своего рода эротическое эссе Лилианы Кавани, сосредоточенное на связи нацистского офицера и бывшей заключенной концлагеря, вызвал много споров благодаря тому, что Кавани как бы эротизировала фашизм, описав его абсолютную власть, нацистские регалии и атрибутику. Зритель и критики были смущены не сколько фактом садомазохистских сцен, сколько откровенным рассуждением: может ли нацизм стать эдаким фундаментом для возникновения сексуального влечения между пленником и похитителем, а в данном случае — между нацистом и еврейкой?

Фильмы. Ночной портье / Il portiere di notte, 1973
Ночной портье / Il portiere di notte, 1973

Сало, или 120 дней Содома / Salò o le 120 giornate di Sodoma, 1975

Марионеточная Республика Сало была порождением итальянского фашизма, и Пьер Паоло Пазолини решил развернуть действие своей последней картины в ее пределах. В отличие от многих других фильмов в этом списке, фильм «Сало...» поражает воображение зрителя абсолютной, крайней формой садизма. Красочное описание фашистских жестокостей, насилия и пыток не только сделали эту картину противоречивой, но и привели к тому, что многие страны запретили ее на своей территории. А между тем, с помощью всех этих отвратительных аберраций человеческого поведения Пазолини лишь изучает, к чему приводит злоупотребление властью.

Фильмы. Сало, или 120 дней Содома / Salò o le 120 giornate di Sodoma, 1975
Сало, или 120 дней Содома / Salò o le 120 giornate di Sodoma, 1975

Романс Х / Romance, 1999

Катрин Брейя — одна из немногих женщин-режиссеров в этом списке и одна из немногих женщин в кинематографе, которые отваживаются изучать в своих работах сексуальность и желания людей. Ее фильмы часто вызывают споры и нападки цензоров, что достойно сожаления, ведь вся эта суматоха отвлекает от главных тем, которые пытается раскрыть Катрин. Название же этой картины звучит несколько иронично, потому что главная героиня пускается в свое эротическое путешествие именно из-за недостатка чувств со стороны мужа.

Фильмы. Романс Х / Romance, 1999
Романс Х / Romance, 1999

Венера в мехах / La Vénus à la fourrure, 2013

5 лет назад другой режиссёр в своём «Антихристе» уже обращался к теме «всё зло от женщин». Но подача материала была столь радикальна, что фильм был раскритикован в пух и прах. Роман Полански в своём творчестве не столь категоричен. Когда он только начинал снимать фильмы, его «Отвращение» и «Ребенок Розмари» показали миру, насколько незащищённой может быть женщина в обществе. С годами его восприятие немного изменилось, и он решил обратиться к другой теме. За прошедшие годы положение женщин в обществе сильно изменилось. Но и степень опасности возросла для женщин настолько, что им пришлось изобретать оригинальные способы защиты, порой нападая первыми.

Венера в мехах / La Vénus à la fourrure, 2013

Антихрист / Antichrist, 2009

После съемок этого фильма Ларс фон Триер был настолько опустошен морально, что был уверен: он больше никогда не сядет в кресло режиссера. Картина открывается зрителю с великолепной последовательности черно-белых кадров — в то время, как супружеская пара страстно занимается сексом, их маленький ребенок выпадает из окна. Родители подавлены чувством вины, и последующие события фильма призваны исследовать вопросы, на которые человек иногда не в состоянии ответить сам себе. Своей откровенностью фильм спровоцировал настоящий скандал среди людей, которые не смогли разглядеть в нем ничего, кроме обнаженки и насилия.

Антихрист / Antichrist, 2009

Любовница-хозяйка / Maîtresse, 1975

«Любовница» — это один из самых ранних фильмов, призванных приоткрыть зрителю частный мир фетишистов. Молодой Жерар Депардье исполняет роль простого парня, который знакомится с привлекательной дамой и по ее воле случайно попадает в этот мир. Ему, словно зрителю, купившему билет, любезно разрешили посмотреть, как течет жизнь за занавесом. Но восторга он не испытывает, напротив, он намерен «спасти» свою новую знакомую.

Фильмы. Любовница-хозяйка / Maîtresse, 1975
Любовница-хозяйка / Maîtresse, 1975

Автокатастрофа / Crash, 1996

Дэвид Кроненберг уже много десятилетий снимает фильмы о том, как гармонично могут сочетаться между собой насилие и красота человеческого тела. В этом своем произведении он рассказывает увлекательную историю двух людей, которых свела вместе автокатастрофа. Спустя некоторое время эта пара встречается вновь, чтобы повторить аварию, снова испытать пикантные ощущения, и вот фильм превращается в такую смесь адреналина, автокатастроф и похоти, которая может смутить даже самого искушенного зрителя.

Автокатастрофа / Crash, 1996

По материалам Taste of Cinema

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Вам еще понравится