Кадр: Universal

«О дивный новый мир»: 20 фильмов-антиутопий, которым не дай бог стать реальностью

Почти всегда антиутопии — это крутейшее кино, с хорошим сюжетом, красивой картинкой, эмоционально цепляющее и погружающее в размышления. О своих страхах и о том, что как же хорошо, что мы живем сейчас, а не в будущем, о котором мечтаем, обсмотревшись фильмов с Алисой и миелофоном.

Титр выбрал для вас 20 отличных фильмов-антиутопий.

Равные

Сайлас живет в будущем, в обществе, названном «Коллектив». Жители этого мира — новое поколение людей, называемое «Равными». Равные — это мирные, спокойные, вежливые и справедливые люди, а жизнь в «Коллективе» идеальна. В нем не существует ни бедности, ни жадности, ни насилия, ни эмоций. Но над обществом нависает новая угроза: заболевание «SOS» или «Синдром Общественной Сознательности», жертвы которого подвергаются всему, чего, как они думали, избежали: депрессии, уязвимости, страху, любви. Если правительство обнаружит больного человека, его сразу же заберут в Нору, откуда никто не выходит. Когда Сайлас понимает, что болен, он встречает девушку, переживающую то же, что и он.

Гаттака

Кадр: Columbia Pictures

В недалеком будущем все смогут зачать ребенка в пробирке, сложив комбинацию своих лучших генов и отсеяв худшие. И все люди поделятся на «годных» и «не годных» физически. Любой изъян в теле поставит крест на карьере человека, его успехах и его мечтах. Рожденный от традиционного слияния яйцеклетки и сперматозоида, близорукий и с пороком сердца Винсент Фримен (Итан Хоук) придумал как надуть систему и полететь в космос, исполнив свою мечту. Только система тоже не дремлет.

Заводной апельсин (на английском)

Фильм, который первым приходит в голову, когда кто-то начинает разговор о фильмах-антиутопиях. Экранизация совсем не простой книги Энтони Берджесса, прошедшей через мясорубку воображения Стенли Кубрика. Можно ли изменить подсознание человека? Например, подавить его агрессивность. Если да, то как? Что станет с человеком, когда он вернется после обработки в социум. Неувядающий цветок кинематографа 70-х.

Суррогаты

2057 год. Люди перестали выходить из дома и общаться, а для перемещений, работы и всего остального нужного завели себе специальных роботов, которые лучше, стройнее и ловче. Всё, что осталось — лежать в специальном кресле и силой мысли управлять своей «куклой». Но однажды кто-то убьет и суррогата, и подключенного к нему человека одновременно. Расследовать дело берется агент ФБР, которому придется выйти на улицу самостоятельно.

Эквилибриум

Кадр: West

Весь мир пьет «прозиум» — лекарство для подавления эмоций. Это цена, которую решили заплатить за прекращение всех войн на Земле. Под запретом любые чувства, книги, музыка. Нарушители будут наказаны. Тема такого запрета часто поднимается в антиутопиях. Потому что нам ужасно страшно потерять наши чувства и ужасно интересно посмотреть, хоть одним глазком, в мир, где их нет. Совершить запрещенное эмоциональное путешествие.

«V» значит Вендетта

Кадр: Warner Bros.

Культовая экранизация графического романа Алана Мура, по сценарию братьев, тогда еще, Вачовски рассказала всему миру о том, кто такой Гай Фокс, почему парень — это guy, и подарила символ узнаваемый всеми и издалека — маску V.

Последняя любовь на Земле

Нам очень страшно не только за свои эмоции. Мы чертовски любим свои чувства: зрение, слух, осязание… Что будет с миром, в котором они станут пропадать?

Призрак в доспехах

Ремейк культового аниме о кибернетически модифицированных полицейских, преследующих загадочного хакера, который специализируется на взломе чужих мозгов. Оригинальное анимае было снято в середине девяностых, когда интернет только-только получал распространение среди широких масс, и это всеобщая соединенность сетью радостно возбуждала и тревожила одновременно. Не станем ли мы рабами сети? Не будут ли нами с её помощью управлять?

Бегущий по лезвию

Кадр: Warner Bros.

А что если в будущем появятся совершенные человекоподобные роботы — репликанты? Неотличимые от людей и чувствующие, как люди. Их срок жизни искусственно ограничен до четырех лет, и они в корне не согласны со своим рабским положением.

Бегущий по лезвию 2049

В прямом продолжении «Бегущего по лезвию», действие которого происходит спустя тридцать лет после окончания сюжета оригинального фильма, полицейский андроид KD9−3.7 ищет Рика Декарда и мечтает оказаться «живорожденным».

Особое мнение

2054 год. Благодаря трем провидцам, содействующим полиции и властям, уровень преступности ниже, чем когда-либо: преступления не успевают совершиться — их предугадывают, а несостоявшиеся убийцы помещаются в анабиозные капсулы. Система работает безупречно, но однажды главный герой, полицейский Джон Андертон, увидел в списке будущих преступников свое имя…

Алита: Боевой ангел

2563 год, человечество приходит в себя после страшной войны, которую называют «Падением». Доктор Идо исследует свалку Железного города и находит на ней остатки девушки-киборга с функционирующим человеческим мозгом. Он приносит её в свою мастерскую и восстанавливает, но память девушки оказывается поврежденной — она вообще ничего не помнит и начинает познавать мир заново. А в небе над Железным городом, где живут в основном бедные люди, находится Зайлем, жить в котором — мечта каждого.

Анон

Наступило будущее, но в нем нет ничего, о чем люди фантазировали и мечтали, как и личной жизни, секретов, частных территорий и гражданских прав. Каждое действие каждого человека фиксируется в «Эфире», а преступления можно раскрывать, не вставая из-за компа. Но однажды детектив Сол Фриленд, столкнувшийся с явлением, не помещающимся в его сознании, встретил девушку, которой нет в базах данных… В главных ролях Клайв Оуэн и Аманда Сайфред.

Элизиум: Рай не на Земле

Аналогичная история случилась с Максом Да Костой, который тоже живет в 2154 году на Земле среди обреченных слоев населения, страстно желающих попасть в элитный город на космической станции «Элизиум». По вине начальника он получил огромную дозу радиации и через пять дней умрет. Единственный шанс выжить — прорваться на «Элизиум», где есть аппараты, способные излечить любую болезнь. И Макс настроен решительно.

Первому игроку приготовиться

2045 год. Население Земли живет весьма бедно и практически полностью ушло в мир компьютерной игры OASIS, придуманной гением. Создатель игры умер и завещал свое огромное состояние и власть над игрой тому, кто первым найдет и пройдет в его творении все секретные квесты. Мало кто действует по одиночке, а единицы, имеющие состояние, создали вокруг себя кланы и корпорации, ищущие эти «пасхалки» для работодателя.

Обливион

Кадр: Universal

Население постапокалиптичной Земли улетело на Титан, спутник Сатурна. Планета разрушена инопланетными захватчиками и заражена радиацией. На Земле остались только станции для выработки термоядерной энергии из воды и два обслуживающих их человека. А на орбите — огромная космическая станция «Тет». Но люди ли мы, если у нас нет нашей Земли, и что значит для нас наша память?

Время

Кадр: 20th Century Fox

Что может быть ценнее времени? Создатели этого фильма задумались над этим вопросом так крепко, что вообразили жуткий мир, где время, данное нам при рождении — единственные наши деньги. И тогда даже чашка кофе может стоить жизни. А если это время можно украсть или передать? Красивая метафора получилась.

Лобстер

Кадр: CoolConnections

Эта лента не про жуткое будущее, она про настоящее, показанное через увеличительное стекло гротеска. Закон мира этого кино предписывает любому человеку быть в крепких и картинных отношениях. Чтобы все как из рекламы майонеза на канале «Россия». А если супруг или супруга умерли, или ушли к другим, то найди себе новую пару или тебя превратят в животное. Почти как в окружающем нас мире, где все мы живем под психологическим давлением социального предписания быть в отношениях, или чувствовать себя человеком второго сорта.

Высотка

Кадр: Экспонента

Геометрия фильма чем-то напоминает «Метрополис». В многоэтажном доме живут люди, разные люди. Но тем, что богаты и успешны, доступны верхние этажи, а простым — нижние. Наверху блеск и роскошь, внизу выживание. Разнородное общество, собранное на одной локации. Безумно красивая и стильная метафора ко всей жизни.

Не отпускай меня

Кадр: Двадцатый Век Фокс СНГ

Сложный, очень сложный моральный вопрос о клонировании. В недалеком будущем людям удалось достичь в этом деле необыкновенных высот. И государство стало выращивать людей на органы. Ну вот натурально: сделали, вырастили, выучили, подняли на ноги. И в несколько «выемок» разобрали… Люди ли эти клоны? Есть ли у них душа? Экранизация романа Кадзуо Исигуро.

Судья Дредд

Кадр: Buena Vista

Что будет, если следствие, правосудие и исполнение решений суда отдать в одни «руки»? А что будет если попытаться создать совершенные «руки»?

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Вам еще понравится