
8 знаменитых киносцен, которые оказались...украденными
Пабло Пикассо часто приписывают фразу «хорошие художники копируют, великие — крадут». На самом деле Пикассо никогда такого не говорил, но, видимо, звучит эта мысль так соблазнительно, что голливудские авторы нет-нет да и стащат что-нибудь у своих предшественников. Зритель же, чествуя яркую сцену, может даже понятия не иметь, что это лишь перелицовка чужой идеи. Правда, надо признать: есть несколько случаев, когда чужие задумки от красивого воровства не только нисколько не проиграли, но и даже выиграли.
Криминальное чтиво / Pulp Fiction, 1994
Что до пафосной речи персонажа Сэмюэла Л. Джексона, которую тот любит цитировать своим жертвам перед тем, как пристрелить их, то ее Тарантино дословно увел из фильма с Сонни Чибой «Телохранитель» (1976), где этот микс из библейских цитат озвучивался в прологе как кредо главного героя. Квентин, впрочем, никогда и не скрывал того, что ворует у других режиссеров, — напротив, он этим хвастается, охотно рассказывая в своих интервью, что и откуда утащено. Кто смел, как говорится, тот и съел.
Шалун / Littleman, 2006
Вдохновляться классикой никому не зазорно, однако одна из сцен, в которой этот «малыш» берется за бейсбольную биту, слизана режиссером Киненом Айвори Уайансом из мультфильма и вовсе под копирку. Впрочем, до Уайанса с этой темой играли также создатели «Тома и Джерри» (серия «Младенец Бутч»), рассказав историю о взрослом притворщике на «кошачий» лад, а позже — авторы хоррора «Дитя тьмы». Но «Шалун» отличился настолько прямыми заимствованиями, что автоматически обеспечил себе место в этом списке.
Сияние / The Shining, 1980
В свою очередь, режиссер Виктор Шестрем тоже придумал ее не сам, а позаимствовал из ленты Дэвида Гриффита «Сломанные побеги» (1919) — во всех трех случаях злодеем являлся обезумевший пьяница. Изначально заимствование не очень сочеталось с сюжетом «Сияния» — как минимум потому, что у Стивена Кинга в одноименном романе Джек действовал молотком для игры в роке, — но Кубрику так хотелось воспроизвести страшный момент из «Возницы» и «Сломанных побегов», что он отошел от книжного текста и настоял именно на топоре.
В фильме хватает и других, менее явных отсылок к чужому творчеству, заставивших Кинга возненавидеть получившийся результат. С другой стороны, писателю еще крупно повезло, что экранизацией занимался не Тарантино — в этом случае Торранс мог размахивать не топором, а вообще самурайским мечом. Но, к счастью, в конце 70-х Квентин был еще слишком юн.
Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now, 1979
Ход оказался настолько эффектным, что с тех пор военные столкновения под эту музыку показывались во многих фильмах (от «Хранителей» до «Ранго») и уже успели превратиться в киноштамп. Однако Коппола, перед которым расшаркиваются все эти ленты, не был первым, кто взялся за Вагнера в соответствующей ситуации, — еще в 1915 году подобное проделал Дэвид Гриффит в своем «Рождении нации».
Фильм, вошедший в анналы как своей революционной техникой, так и беспримерным расизмом сюжета, рассказывал альтернативную историю Гражданской войны, в которой северяне и южане забывали распри, чтобы объединиться против общей «чернокожей» угрозы. В кульминационной сцене, где героические куклуксклановские кавалеристы врываются в захваченный неграми городок и освобождают несчастных белых, атака происходит под звуки Вагнера.
Впоследствии эта мелодия из начала третьего действия оперы «Валькирия» была использована Копполой, разумеется, не случайно: в сцене бомбежки из «Апокалипсиса сегодня» усматривается сатирический намек на то, что американские «освободители», мнящие себя правильными парнями, сами те еще красавцы.
Неприкасаемые / The Untouchables, 1987
Как результат, многие пытались втиснуть в свои картины что-нибудь похожее — то простреленные очки, то сползающие по лестнице трупы, то скачущую по ступенькам коляску с младенцем... Причем идея уже успела пройти несколько итераций: если Альфред Хичкок («Иностранный корреспондент») и Брайан Де Пальма («Неприкасаемые») обращались непосредственно к Эйзенштейну, то из более поздних перелицовок, осуществленных другими постановщиками, нередко торчали уши уже самих Хичкока с Де Пальмой.
Танго и Кэш / Tango & Cash, 1989
Напомним, в боевике Андрея Кончаловского «Танго и Кэш» коп в исполнении Сильвестра Сталлоне стреляет по приближающемуся грузовику до тех пор, пока нехорошие парни не тормозят в страхе прямо перед его носом и не вылетают через лобовое стекло. Все в точности как в «Полицейской истории», если не считать того, что Джеки стрелял в воздух, а Сильвестр — на поражение. Можно считать, что этой сценой свой должок Голливуду Чан отдал сполна.
Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда / Star Wars, 1977
Убедиться в последнем несложно, посмотрев черно-белый сериал 1940 года «Флэш Гордон завоевывает вселенную». Другой вопрос: даже если бы Джордж при построении своей вселенной воровал и компилировал чужие находки с энергией, превышающей уровень самого Тарантино, — простили бы ему это преданные фанаты? Черт возьми, конечно, да.
Реквием по мечте / Requiem for a Dream, 2000
Более того, если присмотреться, даже судьбы показанных в этих сценах героинь схожи — обе они стремительно катятся по наклонной, деградируют и не могут ничего изменить в своей жизни. В случае с японкой Мимарин причиной отчаянья стал жестокий мир шоу-бизнеса, в случае американки Мэрион — наркотическая зависимость. Но, как вероятно намекает аудитории режиссер Даррен Аронофски, слава — это тот же наркотик.