
7 диснеевских мультфильмов, в которых есть расистские шуточки (а мы и не заметили)
«Какой еще расизм в мультфильмах? — засмеетесь вы. — Ведь там все про зверушек, безобидно и по-доброму». Но нет, оказывается, в классических диснеевских лентах нередко встречались далекие от политкорректности расовые намеки, за которые сегодня студия чувствует некоторую неловкость. Изображение индейцев как комических дикарей в «Питере Пэне» и «счастливый раб» дядюшка Римус в «Песне Юга» — только верхушка айсберга. Если пройтись по лентам, знакомым каждому с детства, можно обнаружить еще много любопытного. Нельзя говорить, что создатели этих мультфильмов были расистами — они жили в другое время и в другом обществе. Но как это выглядит сегодня — судите сами.
Фантазия / Fantasia, 1940
Чтобы расистская сценка была признана таковой, понадобилось почти три десятилетия. Но в итоге студия прислушалась к гласу народа: после 1968 года Санфлауэр исчезла из всех версий мультфильма. Вместе с ней пропала и Отика — еще одна маленькая черная рабыня с копытцами, занимавшаяся расстиланием красной ковровой дорожки перед Бахусом в одной из сцен. Сам Дисней об этом цензурном вмешательстве не узнал — создатель мультфильма ушел из жизни двумя годами ранее.
Леди и бродяга / Lady and the Tramp, 1955
Мультфильм создавался в начале 50-х, когда Америка все еще переваривала свои военные проблемы с японцами и корейцами, — в итоге эти тяжелые воспоминания наложили отпечаток на восприятие всех азиатов в целом. Кроме того, хронологически события «Леди и Бродяги» относятся как раз к тому времени, когда в США перебралось много китайских мигрантов, чему были рады далеко не все американцы. Маленькие зрители, возможно, и не поняли завуалированных намеков, но когда подросли, то слушали кошачью песню со словами: «Если новый дом нам осень нрависся, мы немнозко в нем позить останимся» уже по-другому.
Дамбо / Dumbo, 1941
Нужно ли говорить, что настоящие чернокожие до озвучки ленты не были допущены, и Джима Кроу озвучивал белый актер-пародист? Впрочем, было бы странно, если бы случилось иначе: закон, запрещавший линчевать негров, был принят всего двумя годами ранее. Впрочем, то, что сегодня выглядит в глазах американцев чистым расизмом, по тем временам было еще ничего — в конце концов Кроу и его компания показаны не злодеями, и они даже помогают слоненку научиться летать. Но объяснять такие тонкости детям, растущим в современной Америке, с каждым годом делается все сложнее.
Книга джунглей / The Jungle Book, 1967
Рассказывают, что итало-американский певец Луи Прима, озвучивавший короля Луи, шутил при встрече с аниматорами студии: «Этак я у вас сам обезьяной стану». Явный расистский подтекст подпортил для многих зрителей удовольствие от хорошего, в общем-то, мультфильма — в итоге это стало одной из причин, заставивших студию переснять «Книгу джунглей» в виде игрового фильма.
Русалочка / The Little Mermaid, 1989
«Там как рабы они наверхуПашут весь день на берегу…»
Что характерно, словам Себастьяна вторят черный дельфин и палтус с саксофоном — у обоих непропорционально большие губы, что как бы намекает… Несмотря на то что ямайцы и прочие жители Карибского региона, обладающие темной кожей, восприняли зажигательную речь Себастьяна как насмешку и очередное высказывание в духе «все эти островитяне — лентяи и бездельники», киноакадемикам она очень понравилась — песня «В мире морском» получила в итоге «Оскар».
Аладдин / Aladdin, 1992
«Я из тех дальних мест,
Где верблюды окрест
Караванами чинно бредут,
Там у нас если вас
Не полюбят, то враз
Уши острым клинком отсекут".
Эта песня, звучавшая и в кинотеатрах, и на видеокассетах, не понравилась столь многим людям, что при перевыпуске мультфильма строку про отрезанные уши пришлось перезаписать, заменив ее более политкорректным вариантом:
«Я из тех дальних мест,
Где верблюды окрест
Караванами чинно бредут,
И лицо там с утра
Обжигают ветра,
Зной пустыни они нам несут".
В той же песне ближневосточный регион характеризуется как «варварский, но какой уж есть». Эти слова в ней остались даже после перезаписывания вокала.
Помимо кровожадной песни, интерес вызывают еще и персонажи: положительный Аладдин, говорящий с американским акцентом, лишь слегка смугловат и больше похож не на араба, а на молодого Тома Круза, с которого, собственно, и был срисован. В это же время злодей Джафар темнокож, бородат, алчен и обладает стереотипными манерами типично восточного человека. То же можно отнести ко всем положительным и отрицательным персонажам: первые говорят без акцента и смахивают на жителей Запада, во вторых арабские черты гипертрофированы, а сами они показаны недалекими людьми. Как говорится, почувствуйте разницу.
Хотя многие американские арабы критиковали ленту, в частности, за сцену, где принцессе за кражу должны были отсечь руку, и жаловались, что боятся показывать «Аладдина» собственным детям, студия Диснея продолжает защищать ее, упирая на то, что достоинства ленты покрывают ее недостатки. И вообще — это сказка.
Принцесса и лягушка / The Princess and the Frog, 2009
Действительно, принц попался какой-то скользкий, его происхождение вызывает сплошные вопросы. Родиной Навина обозначено некое загадочное королевство Мальдония, его акцент не поддается идентификации, а его кожа заметно светлей, чем у Тианы. Африканец ли он вообще? «Скорее нет, чем да, — ядовито отмечают критики. — Ведь если не пускать пыль в глаза и прямо заявить, что в его жилах течет африканская кровь, тогда получится, что это история про негра, обладающего огромной властью. А на это Дисней пойти никак не может». Остается ждать сиквела — возможно, лет через 10−20 прогресс в американском обществе достигнет такой точки, когда Навину позволят не только объявить о своем африканском происхождении, но и, например, сделать каминг-аут. А уж как это увязать с нравами того времени — сценаристы как-нибудь придумают.
Источник: Film.ru