Сексизм в советских фильмах

В последнее время в центре скандалов все чаще оказывается тема гендерного равенства. Нередко достается и фильмам, которые подвергаются критике не из-за художественных недостатков, а из-за неприглядного образа какой-либо группы людей на экране. Например, создатели «Игры престолов» были объявлены женоненавистниками из-за обилия сцен, где с женщинами поступают крайне жестоко. «Титр» перечисляет несколько советских фильмов, которые были бы разгромлены феминистами, выйди они в прокат сегодня.

«Служебный роман» (1977)

Комедия о том, как добродушный служащий среднего звена по совету нехорошего приятеля решает приударить за злобной начальницей, старой девой, с целью продвинуться по службе. Поскольку главный герой — человек хороший, и начальница тоже оказывается хорошей, он в нее в конце концов влюбляется и все заканчивается созданием новой крепкой советской семьи. Можно с уверенностью сказать, что для наших мам и бабушек это был просто милый смешной фильм, но у современной девушки трансформация героини Алисы Фрейндлих, Людмилы Прокофьевны, скорее всего, вызовет определенные вопросы. В начале картины мы видим немолодую, некрасивую женщину со скверным характером. Ее никто не любит, она никого не любит, ее жизнь пуста и бессмысленна. Но стоит гражданину Новосельцеву проявить к ней немного интереса, и Людмила Прокофьевна меняется на глазах. Она преображается и внешне, и внутренне. Она покупает красивые платья, делает прическу, начинает пользоваться косметикой, в результате ее просто никто не узнает, включая собственную секретаршу. Более того, у нее меняется («исправляется») характер: она становится веселой, доброй, терпимой к людям.

Итак, что мы видим. Во-первых, все жизненные достижения женщины ничего не стоят, если у нее нет мужчины. Умная, сильная, крупный начальник в 36 лет — все это ничего не значит. Никто ею не восхищается. Она «мымра» и «старуха». Объективно Новосельцев гораздо больше похож на неудачника: жена бросила с детьми, карьеры не сделал, внешне тоже далеко не красавец. Но ему ничего не стоит влюбить в себя собственную начальницу и заставить ее за считанные дни полностью преобразиться. Во-вторых, женщина может заботиться о своей внешности и получать удовольствие от жизни только рядом с мужчиной. И, наконец, самый омерзительный стереотип: женщина без мужчины злая и всех ненавидит, а с мужчиной становится ангелом и любит весь мир. Перефразируя почтальона Печкина: «Я почему раньше такая злая была? Потому что у меня мужика не было».

«Девчата» (1961)

Опять же, добрый, светлый фильм со счастливым концом. На первый взгляд. А на самом деле в нем весьма неплохо показано истинное лицо советского варианта женской эмансипации. С одной стороны, советская женщина обязана много и тяжело работать, лесоповал — место не для слабаков. В фильме есть эпизод на стройке, где женщины в ватниках работают наравне с мужчинами: первая красавица поселка Анфиса на пару с полутораметровой Тосей накладывают лопатами цементный раствор — занятие, которое не каждому мужчине по силам. Но как только речь заходит о личных качествах и личной же жизни, все самые махровые патриархальные установки открываются во всей красе.

«Мама Вера» — казалось бы, умная, сильная женщина. Но когда муж изменяет ей с другой, она не просто уходит от него (что нормально) — она зачем-то бросает всю свою привычную, наверняка более комфортную, жизнь и сбегает в глухой уральский поселок. Допустим, это еще спорная ситуация. А вот с Надей все гораздо проще и понятней: она идет замуж за мелочного, неприятного типа, Сан Саныча, которого не любит и даже не уважает. Причина замужества объясняется короткой фразой третьей соседки, Анфисы: «Надьке вот-вот 28 стукнет, тут не то что за Сан Саныча, за козла пойдешь». Отметим, что жениху при этом хорошо за 40, но ни его самого, ни кого-то еще это не смущает. И, наконец, сама Анфиса. Это красивая, яркая девушка, более того, она умна, остроумна и полна чувства собственного достоинства: пока другие тушуются перед начальством и даже прячутся от него, она легко ставит это начальство на место. При этом остальные герои фильма Анфису однозначно осуждают, поскольку она не рвется замуж, а позволяет себе приятно проводить время с разными мужчинами. Слово «шлюха» в фильме не звучит, но зрителю однозначно дают понять, что таких, как Анфиса, мужчины «не любят» и на таких «не женятся». В конце концов, это признает и сама героиня — обществу удается внушить ей, что она какая-то неправильная, что надо жить по-другому. В это же время первый красавец поселка, Илья, влюбляется в Тосю. Не потому, что она красива или умна и даже не просто так. А потому, что у нее есть «гордость» и она сумела в нужный момент состроить из себя недотрогу.

То есть лопатой махать на стройке женщине можно, а вот гулять, с кем хочется — нельзя. Надо непременно выйти замуж и обязательно до 30. А если муж вдруг оказался скверный — поставить на себе крест, как «мама Вера».

«Москва слезам не верит» (1979)

Год назад в Рунете активно обсуждался пост русскоязычной жительницы США по имени Oksana Lexell, которая рассказала о том, какое впечатление этот популярнейший советский фильм произвел на ее американскую подругу. Подруга оказалась в шоке от русского понимания «женского счастья»: «Вот Катья — она такая красавица и умница, добилась всего сама, дочь воспитала, но она похоже никак не может почувствовать себя счастливой только потому, что рядом нет мужчины? Этот пис оф шыт Гоша, у которого комплекс неполноценности, потому что его любимая женщина больше зарабатывает, бросил её по-хамски, а она вместо того, чтобы забить на него, ищет его по всей Москве, потеряв всяческую гордость и достоинство? (...) Почему создатели фильма красной нитью проводят мысль о том, что женщина, чего бы она ни добилась, всё равно неполноценна, если у неё рядом нет „штанов“?».

Отметим лишь еще один момент: в фильме воспевается своеобразная «женская гордость», которая не позволяет женщине требовать то, на что она имеет право просто по закону. Допустим, Рудольф (позднее ставший Родионом) не обязан был жениться на Кате только потому, что она забеременела. Но как же обязательства перед ребенком? Алименты? Кате даже в голову не приходит чего-то требовать, она просто растит ребенка одна. И никто не считает это ненормальным. Кроме, разве что, подружки Людки, которая в фильме выставлена едва ли не городской сумасшедшей.

«Место встречи изменить нельзя» (1979)

Это фильм не о женщинах и не для женщин. Он о том, как хорошие парни надирают задницу плохим парням. Но немного старого доброго сексизма там все же есть. Жеглов с Шараповым ловят мошенника Ручникова: он ворует в общественных местах номерки от дорогих шуб, которые забирает из гардероба с помощью напарницы — красивой, хорошо одетой женщины. Жеглову удается обмануть и запугать напарницу мошенника и заставить выдать его. Когда Ручников узнает об этом, он говорит: «Кабы при моей работе бабы не нужны были, я бы с ними слова не сказал. Языком метут, как метлой машут». Да и в остальном культовая картина учит нас, что «бабам» доверять особо нельзя, рано или поздно предадут: либо намерено, либо просто по глупости.

Фильмы.
фотография: Одесская киностудия
"А если это любовь?" (1962)

История о том, как учителя, родители и знакомые затравили подростков за то, что те посмели общаться чуть ближе, чем было положено пионерам. Досталось обоим, но девочке, конечно же, больше. Именно ей родная мать залепит пощечину за то, что пошла после школы гулять с мальчиком, именно ее, по сути еще ребенка, мерзкая баба-соседка назовет «шлюхой». В конце концов девочку сломают. Сначала она совершит попытку самоубийства, а потом откажется от все еще влюбленного в нее мальчика и, даже не успев толком превратиться в женщину, станет серым бесполым существом, которое будет всю жизнь стыдится собственных чувств и собственной сексуальности.

Фильмы.
фотография: Мосфильм
"Мы, нижеподписавшиеся" (1981)

Хотя этот фильм посвящен не межполовым отношениям, а производственным, сложно не обратить внимания на то, как главный герой, Шиндин (Леонид Куравлев), обращается со своей женой (Ирина Муравьева). Женщина из кожи вон лезет ради благополучия семьи, а в ответ получает только тычки и упреки. Шиндин постоянно орет на жену, грубит ей, игнорирует ее потребности, доводит до слез. Буквально на первых минутах картины мы слышим из уст женщины фразу, обращенную к мужу: «Извините, Леонид Федорович, что посмела подать голос». В ней, разумеется, есть определенная доля иронии, но в отношениях, построенных на уважении, такого не говорят даже в шутку.

Важно отметить, что Шиндин — не какой-то асоциальный элемент. В целом это, несомненно, положительный герой, который болеет за свою работу и рубится за правду. А жену свою презирает за то, что она не желает довольствоваться высокими идеями, а хочет материального благополучия для своей семьи.

Фильмы.
фотография: ТО «Экран»
"Девять дней одного года" (1961)

Культовый фильм о советских шестидесятниках. Не самый сильный сценарий, который можно запросто отнести к махровым образцам соцреализма о борьбе лучшего с хорошим, был великолепно воплощен на экране Михаилом Роммом с блистательным каскадом актеров — Алексеем Баталовым, Иннокентием Смоктуновским, Евгением Евстигнеевым, Михаилом Козаковым и Львом Дуровым. «Девять дней одно года» точен в передаче настроения эпохи: энтузиазма поколения физиков времен первых космических полетов, когда казалось, что человечество вот-вот приручит мирный атом и начнет путешествовать по ближайшим к Земле планетам.

По сюжету фанатичный экспериментатор Гусев (Баталов) и скептичный физик-теоретик Куликов (Смоктуновский) — давние товарищи, влюбленные в одну девушку. Герой Баталова проводит опыты по термоядерному синтезу, в результате которых получает смертельную дозу радиации, из-за чего за работу принимается персонаж Смоктуновского. При этом их подруга Леля мечется между ними, выбирая то одного, то другого. Она и сама физик, только ее вопросы термоядерного синтеза нисколько не волнуют, зачастую она не может поддержать разговора о науке, ей остается лишь печально смотреть вдаль, пока разговаривают гении и энтузиасты — а ими могут быть только мужчины.

В свое время американская художница Элисон Бекдел нарисовала комикс, в котором приводилась инструкция, как проверить фильм на гендерную толерантность. Чтобы пройти тест, фильму нужно было соответствовать трем параметрам: 1) среди героев должны быть как минимум две женщины; 2) они должны говорить друг с другом; 3) разговор должен быть не о мужчине. Разумеется, интеллектуальный фильм советских либералов «Девять дней одного года» с треском проваливает это испытание.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Вам еще понравится