Ляпы в советском кино

Киноляпы — неотъемлемая часть процесса съемок любой картины. То оператор случайно попадет в кадр, то одежда героя поменяет цвет в мгновение ока — на съемочной площадке может случиться всякое, режиссеру за всем не уследить. И даже наши любимые советские фильмы не избежали этой участи. Конечно, это не делает их хуже. «Титр» подобрал самые забавные несостыковки в классике отечественного кинематографа, которые невооруженным взглядом заметить порой довольно трудно.

«Семнадцать мгновений весны», 1973

Сериал, как и одноименная книга Юлиана Семенова, изобилует фактическими неточностями и ляпами. Тот факт, что Штирлиц (Вячеслав Тихонов) всегда выбирается из различных передряг с помощью довольно странных алиби и уловок, породил множество анекдотов и крылатых выражений. Большинство ляпов связаны с несоответствием эпох — так, в ванной Штирлица и в ведомстве РСХА находится обычная советская сантехника. В кабинете Мюллера висят круглые настенные часы «Слава», массово выпускавшиеся в СССР в 1970-х, и так далее. Также в 45-ом году непонятно каким образом появился фломастер Штирлица и песня Эдит Пиаф Non, je ne regrette rien, которая вышла только в 1960 году.

фотография: Мосфильм
Не совсем ляп, но интересная деталь — Штирлиц умудрился дослужиться до звания штандартенфюрера СС, оставаясь холостяком. В реальности такое было исключено — по приказу Гитлера все офицеры СС были обязаны жениться до 30 лет с целью «воспроизводства чистокровного арийского населения». Единственного холостяка в верхах Рейха можно было бы моментально вычислить как шпиона. Чтобы предотвратить это, Центр мог подобрать Штирлицу жену-шпионку, но создатели «Мгновений» решили, что герой-одиночка будет смотреться лучше в глазах зрителей.

А главная интрига фильма крутится вокруг желтого чемоданчика с рацией, на котором могли остаться отпечатки Штирлица. Загвоздка в том, что во всех ситуациях, связанных с чемоданчиком, Штирлиц носил перчатки, поэтому появление на нем отпечатков пальцев было исключено.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965

Когда тунеядец Федя (Алексей Смирнов) ввязывается в потасовку в автобусе, из окна вылетает кепка Феди и книжка Шурика. Но, судя по всему, авторы фильма проглядели этот момент — позже, в отделении милиции, герои успешно находят свои вещи.

В эпизоде, когда Шурик знакомится со своим напарником на стройке и в изумлении садится в бочку, на его брюках виден меловой круг. Это след от прошлых дублей — подобный ляп довольно популярен в советских фильмах.

После того, как милиционер отправляет Смирнова мыть руки перед обедом, батон, который Смирнов держал в руке, меняется — по возвращении героя хлеб становится гораздо больше и прожаристее.

«Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975

В одной из сцен создатели «Иронии судьбы» сами попытались исправить свою оплошность прямо во время съемки — и им это удалось. Пока Ипполит (Юрий Яковлев) смотрит телевизор, а Надя в это время надевает платье, зрители могут заметить участника съёмочной группы, случайно попавшего в кадр. Оператор фильма Владимир Нахабцев это заметил и резко выполнил «наезд» — это позволило убрать человека из кадра.Кроме того, мама Жени берет бутылку от Павлика два раза, а Ипполит дважды снимает перчатки — на входе в подъезд и у лифта. Когда он выбегает из дома и садится за машину, на заднем стекле «Жигулей» лежит куча снега. В следующем же кадре Ипполит, сидящий за рулем, оглядывается на бегущего за машиной Женю сквозь то же стекло — кучи снега как не бывало.

Также некоторые моменты прогулки Нади (Барбара Брыльска) по Ленинграду снимались в Москве — это видно по архитектуре улиц и по московским трамваям, попадающим в кадр.

«Бриллиантовая рука», 1968

В эпизоде, где герой Никулина выпадает из «Москвича», можно заметить, что у автомобиля в определенный момент (перед тем, как вертолет поднимает машину в воздух) просто-напросто пропадает багажник, который установлен на крыше в предыдущих кадрах.

Случайно снятая сцена, которую Леонид Гайдай решил оставить в фильме. Во время съемки сцены у моря, замерзший Папанов после очередного неудачного дубля вылез из воды и крикнул на оператора: «Идиот!».

Еще один забавный ляп, связанный с машиной — пока камера показывает борьбу в салоне во время поездки, со внешнего ракурса видно, что водитель совершает поворот абсолютно спокойно. Съемки фильма велись в нескольких квартирах, хотя по сюжету действие происходило только в одной — дома у Шурика (Александр Демьяненко). Это можно заметить, присмотревшись к деталям интерьера. Интерьер от кадра к кадру менялся — в одном и том же углу мебель то появлялась, то исчезала.

Фильмы.
Во время допроса милиционера, Иван Грозный (Юрий Яковлев) говорит, что он родился в 1533 году, хотя настоящий год рождения царя — 1530-ый. В возрасте трех лет он занял престол.

Еще один интересный факт — на трапезе царица почти все время смотрит в пол. Все потому, что в тот день актриса появилась на съемочной площадке с фингалом под глазом — после ссоры с мужем.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966

В сцене, где трио Вицина, Никулина и Евгения Моргунова выбегает из пещеры во время погони за Ниной (Наталья Варлей), зрители могут увидеть медведя. Конечно же, в ошейнике — либо дрессировщики забыли его снять, либо это попросту было небезопасно.

Когда Эдик пытается выдернуть шприц из зада Бывалого, он плюет на руки... Через марлевую повязку. Выглядит как минимум странно.Нина успевает поменять одежду в сцене, где она вытаскивает Шурика из реки — в одном кадре она носит полосатую футболку, а в следующем — уже белую.

«Берегись автомобиля», 1966

В сцене с погоней Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) на «Волге» съезжает с шоссе по довольно крутому откосу. Когда Деточкин выбирается обратно, зрители могут заметить трос, с помощью которого тянут автомобиль. А если смотреть «Берегись автомобиля» на широком экране, можно увидеть у края кадра человека, который отцепляет этот самый трос, когда машина снова оказывается на проезжей части.

Сцена у гаража Миронова, где он вместе с женой объясняет шоферу, что в салоне пахнет бензином, греется переднее колесо и что-то ещё стучит. Шофер слушает и вытирает руки белой ветошью, которая спустя мгновение превращается в черную. И через секунду снова становится белой. Кроме того, в этой сцене кепка шофера в каждом кадре оказывается наклоненной то влево, то вправо — руки шофера при этом все время держат ветошь.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Вам еще понравится