Европейцы по-разному представляли себе жизнь первобытных людей. Английский философ Томас Гоббс описывал человека в естественном состоянии примерно так: «Там живут несчастные люди дикари… и рыдают бедные, и клянут беду…». А вот Жан-Жак Руссо считал, что жизнь на природе носит абсолютно идиллический характер: «Там все веселые, там ходят голые, там поклоняются деревьям и кустам». Знаменитому французскому художнику постимпрессионисту Полю Гогену ближе была точка зрения соотечественника. Если захотите узнать, что из этого вышло – смотрите фильм Эдуарда Делюка «Дикарь», посвященный таитянскому периоду жизни и творчества Гогена.
Париж, конец позапрошлого века. Этот город тогда был одним из самых отвратительных мест на планете: скученность, антисанитария, жестокие нравы дикого капитализма. Креативный класс наслаждается абсентом и морфином, страдает от сифилиса и туберкулеза, ведет совершенно нездоровый образ жизни. В их числе и Поль Гоген (Венсан Кассель). Он бросает клич, призывая собратьев художников отправиться во Французскую Полинезию: там все веселые… Дальше в полном соответствии с воззрениями Руссо. Будем жить под пальмами, рыбачить рыбу и охотно охотиться. Поскольку никто из прочих постимпрессионистов не изъявил желания отказаться от абсента и канкана, Гоген, бросив жену и пятерых (!) детей, отбывает на Таити. Он поселяется под пальмами, со временем заводит полинезийскую жену (европейской жене надоело слать ему деньги, и она благоразумно с Гогеном развелась). И вот тут-то выясняется, что Руссо был не прав. Оказалось, что крокодил не ловится, не растет кокос. Халява как природное явление начисто отсутствует во всех частях света. Океания – не исключение. Мало того, что Гоген сам болеет и плохо питается, его молодая жена и натурщица Техура (Тахей Адамс) просит кушать и мечтает о нарядном белом платье для посещения церкви. Женщины тоже везде одинаковы. Им, оказывается, недостаточно вялого секса с чуть живым художником, который изводит килограммы красок на их портреты. Им нужны полноценное питание и молодые любовники. Забавно, туземцы весело хохочут, когда пытаются произнести фамилию художника. У них получается Коке. Если меня не обманывают мои скромные познания во французском, это созвучно термину «рогоносец».
Нам два часа показывают этот унылый рай, потом сообщают, что Гоген натворил за время своей первой поездки в Полинезию несколько десятков нетленок, и отправляют бедолагу в Европу для поправки здоровья. А теперь наивный детский вопрос: что хотел сказать своим фильмом Эдуард Делюк? Что лучше быть молодым, здоровым и богатым, чем старым, бедным и больным? Вроде бы где-то мы такое пару раз слышали. Нас просвещают в сфере истории искусств? За те два часа, которые зритель тратит на просмотр фильма, можно прочитать в Википедии кучу статей про импрессионизм, постимпрессионизм и даже постпостимпрессионизм (если таковой имеется). Можно даже пролистать быстренько классическую биографию художника в исполнении Анри Перрюшо. Делюк в очередной раз попытался рассказать нам о жизни непризнанного гения. Получилось скучно и неинтересно. Событийная канва биографии Гогена не блещет яркими коллизиями, о его внутренних переживаниях говорят созданные им картины.
Снять интересную кино-биографию художника можно только в том случае, когда его творчество грамотно вписывается в исторический контекст одновременных ему событий. А это мало кому удается. Можно вспомнить гениального «Андрея Рублева» Тарковского, где с удивительной силой показано, как эманации трагической эпохи монгольского нашествия на Русь, пройдя несколько этапов творческого метаморфоза, превратились в чудесное имаго «Троицы» великого иконописца. Еще на память приходит «Фрида» от Джули Тэймор: клокочущая Мексика, латиноамериканские страсти, Ривера, Троцкий, нарисованные брови Сальмы Хайек и фантастический саундтрек. Ничего подобного в картине Делюка не наблюдается.
Ровненький биографический сюжет. Никаких приключений и страстей. Молодой пронырливый туземец безнаказанно делает из Гогена настоящего Коке, а тот хоть бы ухо себе отрезал! Художник по-настоящему возбуждается только когда у него заканчиваются запасы холста. Но стоит ему прикупить красок, добыть холстинки – он тут же успокаивается и знай себе малюет шалунью жену во всех видах. Если вы надеетесь, что сюжет вырулит на хоть какую-то кульминацию – ваши ожидания будут напрасными. Авторы фильма, очевидно, считают, что зрителей поддерживает внутреннее напряжение: вот ведь, как бедолага страдал, сейчас его картины стоят миллионы. А ему голодать приходилось. Не знаю, как вас, а меня такое знание не согревает во время просмотра унылого фильма. Тем более, что снято все как-то тускло. Создается впечатление, что на Таити вечная осень: прохладно и пасмурно. А туземцы совсем не веселые и уже не ходят голые. Миссионеры постарались: приодели таитян и к церкви приучили.
7
,0
2017, Драмы
97 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Европейцы по-разному представляли себе жизнь первобытных людей. Английский философ Томас Гоббс описывал человека в естественном состоянии примерно так: «Там живут несчастные люди дикари… и рыдают бедные, и клянут беду…». А вот Жан-Жак Руссо считал, что жизнь на природе носит абсолютно идиллический характер: «Там все веселые, там ходят голые, там поклоняются деревьям и кустам». Знаменитому французскому художнику постимпрессионисту Полю Гогену ближе была точка зрения соотечественника. Если захотите узнать, что из этого вышло – смотрите фильм Эдуарда Делюка «Дикарь», посвященный таитянскому периоду жизни и творчества Гогена. Париж, конец позапрошлого века. Этот город тогда был одним из самых отвратительных мест на планете: скученность, антисанитария, жестокие нравы дикого капитализма. Креативный класс наслаждается абсентом и морфином, страдает от сифилиса и туберкулеза, ведет совершенно нездоровый образ жизни. В их числе и Поль Гоген (Венсан Кассель). Он бросает клич, призывая собратьев художников отправиться во Французскую Полинезию: там все веселые… Дальше в полном соответствии с воззрениями Руссо. Будем жить под пальмами, рыбачить рыбу и охотно охотиться. Поскольку никто из прочих постимпрессионистов не изъявил желания отказаться от абсента и канкана, Гоген, бросив жену и пятерых (!) детей, отбывает на Таити. Он поселяется под пальмами, со временем заводит полинезийскую жену (европейской жене надоело слать ему деньги, и она благоразумно с Гогеном развелась). И вот тут-то выясняется, что Руссо был не прав. Оказалось, что крокодил не ловится, не растет кокос. Халява как природное явление начисто отсутствует во всех частях света. Океания – не исключение. Мало того, что Гоген сам болеет и плохо питается, его молодая жена и натурщица Техура (Тахей Адамс) просит кушать и мечтает о нарядном белом платье для посещения церкви. Женщины тоже везде одинаковы. Им, оказывается, недостаточно вялого секса с чуть живым художником, который изводит килограммы красок на их портреты. Им нужны полноценное питание и молодые любовники. Забавно, туземцы весело хохочут, когда пытаются произнести фамилию художника. У них получается Коке. Если меня не обманывают мои скромные познания во французском, это созвучно термину «рогоносец». Нам два часа показывают этот унылый рай, потом сообщают, что Гоген натворил за время своей первой поездки в Полинезию несколько десятков нетленок, и отправляют бедолагу в Европу для поправки здоровья. А теперь наивный детский вопрос: что хотел сказать своим фильмом Эдуард Делюк? Что лучше быть молодым, здоровым и богатым, чем старым, бедным и больным? Вроде бы где-то мы такое пару раз слышали. Нас просвещают в сфере истории искусств? За те два часа, которые зритель тратит на просмотр фильма, можно прочитать в Википедии кучу статей про импрессионизм, постимпрессионизм и даже постпостимпрессионизм (если таковой имеется). Можно даже пролистать быстренько классическую биографию художника в исполнении Анри Перрюшо. Делюк в очередной раз попытался рассказать нам о жизни непризнанного гения. Получилось скучно и неинтересно. Событийная канва биографии Гогена не блещет яркими коллизиями, о его внутренних переживаниях говорят созданные им картины. Снять интересную кино-биографию художника можно только в том случае, когда его творчество грамотно вписывается в исторический контекст одновременных ему событий. А это мало кому удается. Можно вспомнить гениального «Андрея Рублева» Тарковского, где с удивительной силой показано, как эманации трагической эпохи монгольского нашествия на Русь, пройдя несколько этапов творческого метаморфоза, превратились в чудесное имаго «Троицы» великого иконописца. Еще на память приходит «Фрида» от Джули Тэймор: клокочущая Мексика, латиноамериканские страсти, Ривера, Троцкий, нарисованные брови Сальмы Хайек и фантастический саундтрек. Ничего подобного в картине Делюка не наблюдается. Ровненький биографический сюжет. Никаких приключений и страстей. Молодой пронырливый туземец безнаказанно делает из Гогена настоящего Коке, а тот хоть бы ухо себе отрезал! Художник по-настоящему возбуждается только когда у него заканчиваются запасы холста. Но стоит ему прикупить красок, добыть холстинки – он тут же успокаивается и знай себе малюет шалунью жену во всех видах. Если вы надеетесь, что сюжет вырулит на хоть какую-то кульминацию – ваши ожидания будут напрасными. Авторы фильма, очевидно, считают, что зрителей поддерживает внутреннее напряжение: вот ведь, как бедолага страдал, сейчас его картины стоят миллионы. А ему голодать приходилось. Не знаю, как вас, а меня такое знание не согревает во время просмотра унылого фильма. Тем более, что снято все как-то тускло. Создается впечатление, что на Таити вечная осень: прохладно и пасмурно. А туземцы совсем не веселые и уже не ходят голые. Миссионеры постарались: приодели таитян и к церкви приучили.