Документальный фильм HBO об одном из лидеров аболиционистского движения XIX века Фредерике Дугласе. Родившийся в рабстве, он посвятил свою жизнь борьбе за свободу чернокожего населения Америки. Его ораторское искусство поражало современников, с трудом веривших в такие способности бывшего раба-самоучки. Своим интеллектом и личными качествами Дуглас уже сам по себе ломал расистские предрассудки и стереотипы позапрошлого столетия. Фильм напоминает о его легендарных речах, не утративших ценность и в наши дни. Проект был вдохновлен биографической книгой историка Дэвида У. Блайта «Фредерик Дуглас: Пророк свободы», удостоенной Пулитцеровской премии.
Пять речей – пять разных этапов пути Фредерика Дугласа. От первого публичного выступления в 23-летнем возрасте до политического призыва 54 года спустя; от рассказа о собственной жизни в рабстве до вскрытия общенациональных проблем, – сохранившиеся стенограммы позволяют проследить взгляды и эволюцию Дугласа как агитатора и общественного деятеля. Его выступления зачитывают знаменитые актеры: Дензел Уитакер, Джеффри Райт, Колман Доминго и другие. Для того чтобы узнать о наследии великого борца с рабством, предлагаем посмотреть онлайн документальный фильм «Фредерик Дуглас: В пяти выступлениях».
Приглашаем посмотреть фильм Фредерик Дуглас: В пяти выступлениях в нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!Страны | США |
---|---|
Жанр | Документальные, Зарубежные |
Премьера в мире | 23 февраля 2022 |
Время | 55 мин. |
Документальный фильм посвящен жизни одного из лидеров аболиционистского движения Фредерика Дугласа. Это пять речей борца за гражданские права бывших рабов. Их читают актеры, комментируют ученные и исследователи. Звучат архивные записи, демонстрируются фотографии и документы.
Я не люблю Америку. А это значит, что я не патриот. У меня нет родины. Какая у меня родина? Общественные институты меня не замечают, не считают меня человеком, рассматривают исключительно как собственность. Мне такая родина не нужна.
Нью-Йорк, май 1847 года.
Представьте себе, что каждый раз, когда вы выходите на сцену, вам приходится доказывать, что вы человек. Представьте, что каждый раз, как только вы беретесь за перо, вам нужно доказывать, что вы – сложная, многогранная личность. И этот бой вам приходится выдерживать каждый день. Такой была жизнь Фредерика Дугласа. Он был самым известным темнокожим человеком в позапрошлом веке. Добился он этого единственным способом – своим голосом.
Актер Андре Холланд читает автобиографию Фредерика Дугласа. Более 20 лет моей жизни поглотило рабство. Я взрослел и делил хлеб, тяготы и невзгоды жалкой жизни с моими братьями. Я обязан рассказать правду.
Дэвид Блайт, историк. Одним предложением он объясняет нам, что происходит с нацией. На своем опыте он убедился в том, что была создана целая система, внушающая чувство неполноценности каждому темнокожему, убеждающая в том, что природа поставила их ниже белых. Он пытался уничтожить эту систему.
Титры. Фредерик Дуглас родился в рабстве, в штате Мэриленд приблизительно в 1818 году. Он провел свою юность на крупной плантации неподалеку от Чесапикского залива.
Андре Холланд читает. Первой умственной загадкой, на которой я сосредоточил свое внимание, был ответ на вопрос: почему же я – раб? Почему некоторые люди рабы, а другие – хозяева? Мне было семь или восемь лет, когда я задумался над этим.
Комментарий: ему пришлось преодолевать огромные трудности, чтобы идти дальше по своей нелегкой жизни, ему пришлось бороться со страхом.
С самого раннего детства я был убежден в том, что рабство не сможет удержать меня в своих смрадных объятиях. Моему чувству свободы нужен был лишь попутный ветерок, который раздует его в настоящее пламя.
Комментарий: в его жизни произошло событие, которое выдвинуло его из рядов сверстников. Он поехал в Балтимор и стал там слугой своего хозяина.
Я покинул плантацию в неимоверной радости. Жизнь в Балтиморе стала шагом навстречу моему дальнейшему процветанию.
Комментарий: жизнь в Балтиморе действительно открыла перед ним перспективы. Он смог понять, каким большим является мир. Ведь Балтимор был настоящей морской столицей страны. Глядя на гавань, он мог задуматься над тем, что лежит за пределами его мира. Самое важное произошло сразу после приезда Дугласа в Балтимор. Его хозяйка не знала, что обучать рабов грамоте – противозаконно. А она была добропорядочной христианкой. Мальчик проявлял неплохие способности, хозяйка взялась за его образование. София (так звали хозяйку) обучила Дугласа грамоте, они изучили азбуку. Она занялась и его языком. Но увы, у нее было слишком мало времени на великодушие.
Хозяин узнал об этом и запретил жене заниматься со мной. Обучение рабов вещь не только незаконная, но и не безопасная. Ведь грамотный раб становится неуправляемым, а потому теряет свою ценность. Эти слова глубоко запали мне в душу и заставили размышлять по-новому. Я тогда понял, каков путь, который уведет меня от рабства.
Комментарий: он продолжал обучение чтению и письму. И подошел к этому процессу очень разумно. Он носил в кармане хлеб и обменивал его на уроки грамотности у бедных ребятишек. Он подобрал обрывки из Библии короля Якова, высушил их и сложил их так, чтобы по ним можно было учиться. И постоянно читал. Тот факт, что он ни одного дня не провел в школе, просто поражает. Впервые слово «аболиционизм» он увидел в газете, а потом еще один раз – в журнале. Мы можем только представить себе, что творилось у этого юноши в голове. Он провел всю жизнь в рабстве. И вдруг он узнает о том, что на Севере с этим хотят покончить. Уже тогда, в возрасте 18 лет, он начинает готовить план побега.
Наступает 1838 год. Дуглас начинает воплощать в жизнь план, который тщательно продумал. Одевшись в форму матроса, он добывает документы свободного человека и заскакивает в поезд, проходящий мимо станции в Балтиморе.
В понедельник, 3 сентября 1838 года я попрощался с Балтимором и рабством, которое с детства было мне отвратительно.
Комментарий: это была самая удивительная история о побеге от рабства. Его не искали с собаками. Он не прятался на болотах. Он просто пришел на вокзал и заскочил в поезд.
Когда в вагон для негров вошел кондуктор и стал проверять документы – для меня наступил поворотный момент. Если бы кондуктор повнимательней просмотрел предъявленные ему документы, он бы сообразил, что принадлежат они вовсе не мне. Поезд двигался достаточно быстро, особенно с учетом состояния железной дороги тех лет. Но моему мятущемуся разуму казалось, что он идет слишком медленно. Минуты казались мне часами, часы – днями.
Комментарий: он садится на поезд, делает две пересадки, плывет на трех пароходах и через 38 часов оказывает в Нижнем Манхэттене, в начале Чеймберс-стрит.
Я оказался в большом городе, в Нью-Йорке, и я был свободным человеком. Путы, связывающие меня с хозяином, были разорваны. Никто теперь не мог называть меня рабом. Так окончилась история моего рабства.
Комментарий: Дуглас поселился в Нью-Бредфорде и начал разыскивать аболиционистов, а потом стал посещать их встречи. Летом 1841 года в Нантакете прошел съезд сторонников отмены рабства, который организовали Уильям Ллойд Гаррисон и его друзья. В те времена именно Гаррисон был одним из самых значимых аболиционистов Америки. Он возглавлял нравственную кампанию по уничтожению рабства.
Я пошел на этот съезд, но не собирался там выступать. Я даже не думал, что хоть кому-то там известно мое имя.
Комментарий: когда его попросили выступить на съезде, он рассказал свою историю о юности, проведенной в рабстве.
Отрывки из книги Дугласа «Я пришел рассказать вам о рабстве» читает актер Дензел Уитакер. Я чувствовал стыд, когда попытался обратиться к белым людям. Я не привык говорить с ними. Я задрожал, когда обратился к ним со своей историей. Ведь я привык их бояться. Когда я приехал на Север, то был поражен тому, как много аболиционистам известно о рабстве. Но они не могут передать подобно мне свой опыт. Они не могут показать спину, исполосованную хлыстом. Когда хлыст врезался в мою плоть, когда кровь хлестала из полученных мною ран, я не мог сопротивляться. А мой хозяин считался добропорядочным христианином. Я не из тех краев, где рабов угнетают больше всего. Я из Мэриленда, где рабство считается весьма умеренным. Но я могу рассказать вам истории, от которых кровь стынет в жилах. Я жил на плантации полковника Ллойда на востоке штата и принадлежал его клерку. У него было не меньше тысячи рабов. Я называю имена, рискуя снова оказаться в рабстве, ведь я все же беглый раб. Но я назову все имена. Ведь это поможет обрушить столпы рабства и ускорит тот день, когда три миллиона моих братьев будут освобождены.
Комментарий: в истории иногда встречаются люди, которые совершают великие дела, будучи еще совсем молодыми. Ему было около 20 лет, когда он выступил с этой речью перед белыми людьми. И ведь ему было очень страшно. Но он столько пережил, что терять ему было нечего. Его речь настолько поразила, что на следующий день его позвали выступить еще раз. Так родился феномен.
Когда Гаррисон услышал Дугласа, то был поражен его речью. И той осенью общество аболиционистов Нантакета наняло его на работу.
Ко мне проявляли большой интерес. Многие приходили, чтобы послушать, что может сказать негр. Тем более, тогда было не очень много беглых негров.
Комментарий: публика была в полном восторге, он был прекрасным рассказчиком. И у него был незабываемый голос. У него было то, чего не было ни у одного белого аболициониста: лычный опыт рабства. И потому у его амбиций не было никаких преград. Он хотел победить рабство. Но в то же время он был молод, а потому хотел стать лучше тех, кто занимался тем же видом деятельности.
Я не всегда следовал советам мистера Гаррисона. Я много читал, развивался. И стал мечтать о том, чтобы одержать победу.
Комментарий: он начинает вырываться из тех стратегических рамок, в которые его поместил Гаррисон. Последователи Гаррисона хотели контролировать голос Дугласа. Просто сообщай факты. Просто добавь немного рабства в голос. Никто не поверит негру, который говорит, как образованный белый человек, никто не поверит, что ты был рабом. Помни свою роль, мальчик.
Наступает 1845 год. Прожив на Севере семь лет в роли беглого раба, Дуглас выпускает свою первую автобиографию: жизнь американского раба. Это была настоящая литературная сенсация, разошедшаяся тысячами экземпляров.
Комментарий: без сомнения, своей книгой Дуглас вписал себя в историю. Это – литературный памятник, настоящее произведение искусство.
После выхода моей книги друзья стали относиться ко мне с некоторой настороженностью. Ведь я стал слишком уязвим. Так что мне пришлось искать убежища в Англии.
Комментарий: когда Дуглас отправился в Англию, он по-прежнему оставался беглым рабом, даже несмотря на выпущенную им книгу. Поэтому он решил на пару лет скрыться в Европе, пока шум не уляжется. Он выступал на сотнях площадок, по всем Британским островам. Ему буквально постелили красную ковровую дорожку. И он понял, что в Англии к нему относятся как к человеку, а не как к имуществу. И он впервые почувствовал себя мужчиной. Не черным мужчиной – а мужчиной, человеком. И сегодня это можно ощутить, если отправиться в Европу или Африку. Когда Дуглас вернулся из Англии весной 1847 года, он одновременно был очень вдохновлен и невероятно зол. Он стал гораздо более воинственным аболиционистом. Он снова стал выступать. Он говорил, что ненавидит родину, а родина ненавидит его в ответ. Его охватило пламя.
Джонатан Мэйджерс читает отрывок из книги Дугласа «Страна, совесть и борьба с рабством», 1847 год. Единственное, что меня связывает с этой землей – моя семья. И осознание того, что три миллиона моих братьев стонут под игом тирании, словно вырвавшейся из ада, связывает меня с этой землей, заставляет меня говорить с вами и страной в целом о том, что надо избавиться от рабства. Я хочу, чтобы этот вопрос раздражал американцев, как физически, так и нравственно. Совесть народа нуждается в таком раздражении.
Дугласу в тот момент было 30 лет.
Комментарий: Дуглас стал новым американским феноменом. Он стал влиятельным оратором. И вплоть до 1877 года зарабатывал на жизнь словом и пером.
Речь Дугласа, произнесенная в 1858 году и посвященная Дню независимости, стала настоящим шедевром.
Комментарий: эта речь как симфония в трех частях: об отцах-основателях; описание физического ужаса рабства; о перспективах формирования американской нации.
После Гражданской войны в бывших штатах Конфедерации начинается период Реконструкции, переполненный насилием и жестокостью. Дуглас пишет свою последнюю речь в 1893 году. Он теперь выступает с нею. Дуглас начал стареть.
Джеффри Райт читает отрывок из лекции Дугласа «Уроки нынешнего дня». Автор взывает к совести американской нации, призывает реализовать принципы, которые Север отстаивал во время Гражданской войны с Югом. В конце речи Дуглас произносит три слова. Восстаньте! Восстаньте! Восстаньте!
Комментаторы говорят о том, что Фредерик Дуглас до сих пор может считаться образцовым американцем.
Отзывы