Не всем достает сил, чтобы просто открыть книги Франца Кафки и погрузиться в его абсурдный, удушливый мир. А уж для того чтобы воплотить этот мир наглядно, нужно быть самим Орсоном Уэллсом, титаном мирового кино, который назвал экранизацию «Процесса» своим лучшим фильмом. Со свойственной ему изобретательностью Уэллс перемежает черно-белое повествование графическими вставками Александра Алексеева, играет со светом и тенью, по-своему переписывает кафкианский сюжет. Под самым загадочным и важным в истории искусства судебным следствием оказывается герой Энтони Перкинса («Психо», «Любите ли вы Брамса?»). Покой молодого конторского служащего Йозефа К. нарушают двое полицейских, которые ранним утром вторгаются в его комнату. Они оглашают роковое известие, после которого нельзя жить прежней жизнью: Йозеф находится под следствием. Правда, остается неясным, в чем состоит обвинение. Не признавая за собой никаких преступлений, Йозеф не принимает процесс всерьез, но его давящая тень преследует героя в конторе и дома, в опере и церкви, на каждом шагу. Наконец, Йозеф понимает, что ему грозит казнь из-за чьей-то нелепой ошибки… Хотя в ней ли только дело? Для того чтобы познакомиться с литературной классикой ХХ века в интерпретации великого классика кино, всем гурманам от искусства рекомендуем посмотреть онлайн картину «Процесс».
Фильм можно разделить на три части. Начинается он с того, что обычный клерк Йозеф К. вдруг узнает, что его обвиняют в преступлении. Постепенно главный герой оказывается вовлеченным в некий Процесс. Однако он не бросает все, чтобы тут же начать борьбу. Он лишь со временем остается без работы, когда понимает уже, что нужно что-то делать. Изначально Йозеф скорее воспринимает реальность как кошмарный сон, которому не стоит придавать серьезное значение.
В середине фильма происходят основные события, которые точно передают ту атмосферу, которую в своей повести создал Кафка. Главный герой отвергает любую помощь и погрязает в интригах и склоках. Его окружают чиновники со множеством папок, задач, требований. Он пытается противостоять системе по-своему, но скорее осознает, что его потуги тщетны.
В третьей части Йозеф смиряется со своим положением. Он понимает, что не может ничего изменить, что его победили. Происходит осознание своего места в системе, установленной этим странным обществом. Бывший клерк ясно представляет себе, что такие люди, как он, могут быть лишь винтиками в огромном механизме. Никакой другой функции они не имеют, а заменить их не составит труда.
Финал фильма, однако, доказывает, что каждый может хотя бы не принять наказание добровольно. Йозеф не соглашается брать нож, чтобы имитировать самоубийство. Его обвинители позорно убегают и кидают гранату, главный герой погибает.
Отзывы