Кинематограф – искусство синтетическое. Здесь важен не только эстетический посыл, мы вправе ждать от кино увлекательного сюжета, ярких характеров, сильной идеи. Французский режиссер вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг в своем новой картине «Вечность» возвел эстетику в Абсолют, совершенно не озаботившись развлекательным, познавательным или идейным аспектами своего, безусловно, высокохудожественного произведения. Хотите увидеть что-то интересное? Тогда вам не стоит смотреть этот фильм. Но если вы готовы созерцать, наслаждаться невероятной красотой каждого кадра, медленно плыть в бесконечном потоке времени (да, весьма однообразном) под минорные мелодии Шопена, умиляться сусальной нежности, которую экранные мамаши испытывают к своим многочисленным младенцам и взрослеющим отпрыскам – вам сюда.
Литературной основой сценария стал роман Алисы Фернэй «Элегантность вдов», хотя сценарием это назвать довольно трудно. Задумчивый женский голос (супруга режиссера, вьетнамская актриса Чан Ны Йен Кхе) читает неторопливый закадровый текст, диалогов практически нет, за весь фильм персонажи произносят всего несколько фраз, все остальное время они томно передвигаются в тщательно продуманных декорациях – будь то залитый солнечным светом сад или интерьеры роскошного особняка. По сути актеры выполняют такую же декоративную роль, как вазы с цветами, изящная мебель, золоченые багеты картин, безупречные костюмы. Очень элегантно, изысканно, красиво и … ужасно скучно. Чан Ань Хунг полностью сосредоточен на форме, он создает идеальную атмосферу, мир своей мечты, где нет места малейшему несовершенству.
Человека, чье детство прошло в нищете, понять можно. Приехав в благополучную Францию, он наверняка был очарован новой для него культурой, языком, образом жизни. Наверное, он испытал культурный шок, переместившись из страны, славной отпором американскому агрессору и изобретением забавных резиновых тапочек, на родину румяных круассанов, воздушных эклеров, отважных мушкетеров и чудных пейзажей. Он попытался заговорить на языке своей новой родины – получилась смесь французского с … нижне-сайгонским. Чан Ань Хунг ищет эмоциональное убежище даже не в современных европейских ценностях, он черпает вдохновение в придуманном идеальном устройстве быта состоятельных буржуа конца XIX – начала XX века.
Целый выводок чистеньких, сытых, нарядных, прилежных детишек, которые ведут безмятежное существование в родительском доме: музицирование, танцы, прогулки, составление гербариев, поцелуи, объятия. Женщины в этой системе координат – сама теплота, нежность, любовь, покорность мужу, преданность семейным ценностям (беременеют постоянно, рожают очаровательных пупсиков одного за другим). Бессонные ночи, грязные пеленки, сопли, разбитые в кровь коленки – о чем вы? Здесь счастье материнства – это белоснежные кружевные одежки, золоченые крестильные купели, бархатистая кожа малышей, шелковые локоны юных мадемуазель, опрятные костюмчики мальчиков, застенчивость юношей. Омрачить всю эту идиллию могут разве что сдержанная скорбь по не рожденным кровинушкам (выкидыши в те времена случались регулярно) или смерть младенца.
Вообще, тема смерти в фильме «Вечность» подана на редкость деликатно. Культа загробной жизни, как это свойственно христианству, здесь особо не наблюдается. Скорее рождение-жизнь-смерть – непрекращающийся цикл, которым движет исключительно любовь. Восточная это традиция или западная, на этом наше внимание не акцентируют, наверно, всего понемножку. Крестины, венчание, похороны – все католические ритуалы величественны и торжественны. В трауре дамы столь же хороши, как и в свадебных платьях, цветов всегда предостаточно, а слезы бывают и от радости. Но помереть в фильме Чан Ань Хунга нужно непременно красиво. Можно скоропостижно скончаться от внезапной болезни, вдова проводит в последний путь шикарный лакированный гроб, рыдания над бездыханным телом – фи, некультурно. Если юноши погибли на войне, их тоже не следует показывать убитой горем матери, она будет оплакивать потерю, стоя с похоронками в дрожащих руках возле удачно освещенного окна. Бывает, персонажи тихо умирают в своей постели. Тогда будут вам и изящно разметавшиеся по подушке волосы, и воспаленные губы, прошептавшие последнее прости, и стекающая по щеке чистейшая слеза. Но самое эффектное – в жаркий летний день уплыть в лазурную гладь живописного залива меж скалистых берегов. Лишь всплеск вдали – и семья осиротела. Достойно, аристократично, со вкусом. Без шума и пыли.
Проявлять любые чувства нужно умеренно, без экзальтации: никогда не повышать голос, обращаться друг к другу исключительно на «вы». Чувственность между супругами, конечно, присутствует, но вся эротика такая легкая, нежная, рафинированная. Главное – облачиться в тончайший пеньюар и принять изящную позу. Сгорать от страсти? Упаси боже! Вспотеть? Ни-ни. Принцессы даже испражняться обязаны хризантемами, а принцы никогда не почешут при даме попу. Достойный во всех отношениях муж не носится, высунув язык, чтобы обеспечить свою семью. Достаток присутствует в доме просто по определению, слуги вышколены, салфетки накрахмалены, столовое серебро начищено. Не жизнь – сказка! Никаких проблем, конфликтов, ссор, полная гармония. Брак будет счастливым в любом случае, заключен он по любви или по расчету – неважно. Создана новая респектабельная семья, теперь можно упражняться в вокале, на гитаре наигрывать или вести непринужденные беседы. О чем? Зритель так и не узнает, все это остается за кадром.
Исполнительницы главных ролей в фильме – Одри Тоту, Беренис Бежо, Мелани Лоран – очаровательны, они настоящие красавицы. Что касается актерского мастерства, то и здесь актрисы на высоте. Представьте, как трудно было выразить эмоции почти без слов: наклоном головы, взмахом ресниц, выверенным до миллиметра движением локтя. Именно это требовал от них режиссер для создания своего живописного кинополотна. Потрясающий опыт – быть послушной куклой в руках творца, который перед началом работы даже не объяснил своего замысла, поскольку его невозможно внятно сформулировать. Зато конечный результат вызывает восхищение, кто-то из актрис назвал в интервью Чан Ань Хунга гением. Думаю, это заслуженная похвала. Нужно отдать должное и оператору Ли Пинбиню (он прославился своим мастерством после выхода фильма «Любовное настроение» Вонг Карвая, получил приз за лучшую операторскую работу за «Норвежский лес», предыдущую ленту Чан Ань Хунга), здесь его камера снова творит чудеса. Команда крепкая, профессиональная, ориентированная на фестивальные призы самого высокого уровня. Но почему же мне так невыносимо скучно было уже на пятнадцатой минуте фильма? Видимо, я безнадежна. Слишком лакированная, слишком восхитительная картинка вызывает такое чувство, словно я объелась сладкого, проглотила килограмм конфет, не навернув предварительно добрую тарелку борща. От приторности тошнит, а сытости нет.
8
,3
2016, Драмы
114 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Кинематограф – искусство синтетическое. Здесь важен не только эстетический посыл, мы вправе ждать от кино увлекательного сюжета, ярких характеров, сильной идеи. Французский режиссер вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг в своем новой картине «Вечность» возвел эстетику в Абсолют, совершенно не озаботившись развлекательным, познавательным или идейным аспектами своего, безусловно, высокохудожественного произведения. Хотите увидеть что-то интересное? Тогда вам не стоит смотреть этот фильм. Но если вы готовы созерцать, наслаждаться невероятной красотой каждого кадра, медленно плыть в бесконечном потоке времени (да, весьма однообразном) под минорные мелодии Шопена, умиляться сусальной нежности, которую экранные мамаши испытывают к своим многочисленным младенцам и взрослеющим отпрыскам – вам сюда. Литературной основой сценария стал роман Алисы Фернэй «Элегантность вдов», хотя сценарием это назвать довольно трудно. Задумчивый женский голос (супруга режиссера, вьетнамская актриса Чан Ны Йен Кхе) читает неторопливый закадровый текст, диалогов практически нет, за весь фильм персонажи произносят всего несколько фраз, все остальное время они томно передвигаются в тщательно продуманных декорациях – будь то залитый солнечным светом сад или интерьеры роскошного особняка. По сути актеры выполняют такую же декоративную роль, как вазы с цветами, изящная мебель, золоченые багеты картин, безупречные костюмы. Очень элегантно, изысканно, красиво и … ужасно скучно. Чан Ань Хунг полностью сосредоточен на форме, он создает идеальную атмосферу, мир своей мечты, где нет места малейшему несовершенству. Человека, чье детство прошло в нищете, понять можно. Приехав в благополучную Францию, он наверняка был очарован новой для него культурой, языком, образом жизни. Наверное, он испытал культурный шок, переместившись из страны, славной отпором американскому агрессору и изобретением забавных резиновых тапочек, на родину румяных круассанов, воздушных эклеров, отважных мушкетеров и чудных пейзажей. Он попытался заговорить на языке своей новой родины – получилась смесь французского с … нижне-сайгонским. Чан Ань Хунг ищет эмоциональное убежище даже не в современных европейских ценностях, он черпает вдохновение в придуманном идеальном устройстве быта состоятельных буржуа конца XIX – начала XX века. Целый выводок чистеньких, сытых, нарядных, прилежных детишек, которые ведут безмятежное существование в родительском доме: музицирование, танцы, прогулки, составление гербариев, поцелуи, объятия. Женщины в этой системе координат – сама теплота, нежность, любовь, покорность мужу, преданность семейным ценностям (беременеют постоянно, рожают очаровательных пупсиков одного за другим). Бессонные ночи, грязные пеленки, сопли, разбитые в кровь коленки – о чем вы? Здесь счастье материнства – это белоснежные кружевные одежки, золоченые крестильные купели, бархатистая кожа малышей, шелковые локоны юных мадемуазель, опрятные костюмчики мальчиков, застенчивость юношей. Омрачить всю эту идиллию могут разве что сдержанная скорбь по не рожденным кровинушкам (выкидыши в те времена случались регулярно) или смерть младенца. Вообще, тема смерти в фильме «Вечность» подана на редкость деликатно. Культа загробной жизни, как это свойственно христианству, здесь особо не наблюдается. Скорее рождение-жизнь-смерть – непрекращающийся цикл, которым движет исключительно любовь. Восточная это традиция или западная, на этом наше внимание не акцентируют, наверно, всего понемножку. Крестины, венчание, похороны – все католические ритуалы величественны и торжественны. В трауре дамы столь же хороши, как и в свадебных платьях, цветов всегда предостаточно, а слезы бывают и от радости. Но помереть в фильме Чан Ань Хунга нужно непременно красиво. Можно скоропостижно скончаться от внезапной болезни, вдова проводит в последний путь шикарный лакированный гроб, рыдания над бездыханным телом – фи, некультурно. Если юноши погибли на войне, их тоже не следует показывать убитой горем матери, она будет оплакивать потерю, стоя с похоронками в дрожащих руках возле удачно освещенного окна. Бывает, персонажи тихо умирают в своей постели. Тогда будут вам и изящно разметавшиеся по подушке волосы, и воспаленные губы, прошептавшие последнее прости, и стекающая по щеке чистейшая слеза. Но самое эффектное – в жаркий летний день уплыть в лазурную гладь живописного залива меж скалистых берегов. Лишь всплеск вдали – и семья осиротела. Достойно, аристократично, со вкусом. Без шума и пыли. Проявлять любые чувства нужно умеренно, без экзальтации: никогда не повышать голос, обращаться друг к другу исключительно на «вы». Чувственность между супругами, конечно, присутствует, но вся эротика такая легкая, нежная, рафинированная. Главное – облачиться в тончайший пеньюар и принять изящную позу. Сгорать от страсти? Упаси боже! Вспотеть? Ни-ни. Принцессы даже испражняться обязаны хризантемами, а принцы никогда не почешут при даме попу. Достойный во всех отношениях муж не носится, высунув язык, чтобы обеспечить свою семью. Достаток присутствует в доме просто по определению, слуги вышколены, салфетки накрахмалены, столовое серебро начищено. Не жизнь – сказка! Никаких проблем, конфликтов, ссор, полная гармония. Брак будет счастливым в любом случае, заключен он по любви или по расчету – неважно. Создана новая респектабельная семья, теперь можно упражняться в вокале, на гитаре наигрывать или вести непринужденные беседы. О чем? Зритель так и не узнает, все это остается за кадром. Исполнительницы главных ролей в фильме – Одри Тоту, Беренис Бежо, Мелани Лоран – очаровательны, они настоящие красавицы. Что касается актерского мастерства, то и здесь актрисы на высоте. Представьте, как трудно было выразить эмоции почти без слов: наклоном головы, взмахом ресниц, выверенным до миллиметра движением локтя. Именно это требовал от них режиссер для создания своего живописного кинополотна. Потрясающий опыт – быть послушной куклой в руках творца, который перед началом работы даже не объяснил своего замысла, поскольку его невозможно внятно сформулировать. Зато конечный результат вызывает восхищение, кто-то из актрис назвал в интервью Чан Ань Хунга гением. Думаю, это заслуженная похвала. Нужно отдать должное и оператору Ли Пинбиню (он прославился своим мастерством после выхода фильма «Любовное настроение» Вонг Карвая, получил приз за лучшую операторскую работу за «Норвежский лес», предыдущую ленту Чан Ань Хунга), здесь его камера снова творит чудеса. Команда крепкая, профессиональная, ориентированная на фестивальные призы самого высокого уровня. Но почему же мне так невыносимо скучно было уже на пятнадцатой минуте фильма? Видимо, я безнадежна. Слишком лакированная, слишком восхитительная картинка вызывает такое чувство, словно я объелась сладкого, проглотила килограмм конфет, не навернув предварительно добрую тарелку борща. От приторности тошнит, а сытости нет.