Сегодня всем ясно: проект «Игра престолов» – феномен, во многом определяющий культурный ландшафт нашего времени. Чем хорош сериал «Игра престолов»? В 2014 году канал HBO провозгласил его самым успешным проектом в своей истории: все эпизоды четвертого сезона смотрели порядка 18,4 миллионов потребителей. Еще 18 премий «Эмми» в различных номинациях.

Съемки и сюжет
Возможна ли трансформация кучки навоза во вкусную конфетку? Такое редко, но случается. Это произошло с убогой эпопеей третьесортного фантаста Джорджа Мартина, на основе которой был сотворен сценарий «Игры престолов». Книгу читать абсолютно невозможно, а от экранов поклонников сериала не оттащишь за уши. Что сценаристам удалось позаимствовать у косноязычного писаки? Как ни странно – отменный сеттинг.

Вроде бы традиционный фэнтезийный мир, типичное изнасилованное Толкиеномквазисредневековье: замки, развалины, мосты (под ними тролли), штурмы, засады, казни и козни. И, разумеется, драконы. Плюс мутная угроза откуда-то с севера (с востока или юга, но только не с Запада!).

Но такой сюжетный кубик Рубика создатели проекта организовали на редкость гармонично: никаких лишних деталей, никаких ненужных мотивов. Все эти замки, покои, доспехи замастырены без каких-то никчемных наворотов. И эта простота создает неуловимую ауру достоверности. Да, именно так должны выглядеть подобного рода короли, зомбаки и драконы! Эффект узнаваемости сделал свое дело.
Персонажи Игры Престолов
Эпопея густо населена персонажами. Чтобы не случилось перенасыщения, авторы (вот еще одно достоинство в целом слабого первоисточника), словно умелый футбольный тренер в нужное время в соответствии с обстоятельствами выводят из состава того или иного героя (приканчивают бедолагу, да и вся недолга), производя нужную замену. У зрителя глаз замылиться не успевает. И это позволяет не заморачиваться каким-то развитием характера героев. Они все просты, как амебы. Никого вам гамлетизма или карамаз-маразма, они еще в школе нам осточертели.

Важное место занимают в сериале дамы. Феминистская повестка лезет буквально изо всех щелей. Особенно это видно по Дейнерис. Ее драконы – откровенно фаллический символ (одна огненная эякуляция чего стоит). И эта дива выступает просто истребительницеймаскулинных сущностей, что на подсознательном уровне привлекает внимание зрительниц.
Разрушили стереотипы
В каждом солидном произведении должен быть идеологический посыл: о чем люди пляшут, из-за чего друг друга режут, о чем ваще шумим? В фэнтези ответы на эти вопросы звучат просто: мы за все хорошее против всего плохого. Тот же Толкиен отшлифовал эту интеллектуальную безделушку до блеска. У него уж такой мордор-мордористый, что хоббитариям всех стран поневоле объединяться приходится и вставать на тропу священной войны.

Создатели «Игры престолов» пошли другим путем. Их персонажи изничтожают под корень друг друга не то чтобы вообще из любви к искусству, но идеологических базисов под империалистические надстройки они подводить не желают. Ими движет не стремление защитить высокие ценности, а желание удовлетворить насущные интересы: выпить, пожрать, поиметь всех баб. Тут нет попыток притянуть христианские аллюзии. Перефразируя Черчилля: просто драка бульдогов под столом.
Эта идеологическая индифферентность пришлась по душе современному секулярному обществу.
Интрига
Искусно выстроенная сюжетная траектория, с одной стороны, привлекает внимание публики, а с другой – чрезмерная насыщенность истории пертурбациями способна утомить потребителя. «Игра престолов» представляет собой удачный способ разрешения этого противоречия. Создатели сериала аккуратно разматывают клубок злодеяний, козней, происков и заговоров, а потом одним махом сметают этот блок с сюжетной шахматной доски. Мы только начали привыкать к персонажу, почти залюбили, а вы его бритвой по горлу! Ничего не поделаешь, жизнь такая. И этот прием также добавляет проекту аромат достоверности. Почитайте хроники про каких-нибудь Меровингов-Каролингов, там это сплошь и рядом.
Очень реалистичное фэнтези получилось.