Группа крови»: фильмы о военных преступлениях фашистов

Появление и ощутимый успех фильма «Группа крови» /2025/ доказывает, что события Великой Отечественной войны остаются актуальными – по-прежнему не оставляют равнодушными зрителей (в том числе тех, кто смотрит картину онлайн). Факты эксплуатации согнанных для каторжного труда в концлагерь советских детей-сирот, а затем – их использования в качестве доноров крови для раненых солдат вермахта не укладываются в голове нормального человека. Наталья Пряхина (Екатерина Домашенко), спасшая нескольких юных «пациентов» от гибели, доходчиво объясняет причины варварской практики. Поднятые на щит догматы нацизма запрещают применять при лечении арийцев биологические материалы, взятые у представителей «низших» рас, однако из-за тяжёлого положения на фронте Генрих Гиммлер сделал исключение, вполне отвечающее плану геноцида народов СССР. Оказывается, до четырнадцати лет «зараза большевизма» ещё не проникает в организм… Тема, затронутая в постановке Максима Бриуса, заставляет вспомнить другие замечательные кинопроизведения, обличавшие военные преступления фашистов. Назовём некоторые из их числа.

Однажды в оккупированной нацистами Франции

Начать хотелось бы с иностранного примера – с произведения, появившегося в Старом Свете, где тогда ещё жёстко пресекались националистические (не говоря уже про неофашистские!) тенденции в политике и культуре. Драма «Старое ружьё» /1975/, созданная в содружестве с прогрессивными кинематографистами из ФРГ, вызвала настолько сильный резонанс, что удостоилась уникальной награды «Сезар Сезаров» – как лучший французский фильм десятилетия. История хирурга Жюльена Дандьё, ставшего свидетелем изуверского убийства эсэсовцами своей жены Клары и тринадцатилетней дочери Флоранс, потрясла не только натурализмом. Будучи человеком кроткого нрава, врачом от Бога, он и не подозревал, что под впечатлением от пережитой трагедии найдёт в себе силы столь беспощаlно, дьявольски изобретательно покарать каждого вояку из дивизии «Дас Райх». Филипп Нуаре воплотил образ в общем-то типичного европейского обывателя, чьи представления о «рыцарском» характере войны с немцами оказались безжалостно развенчаны. Робер Энрико словно впрямую обратился к соотечественникам: подобные иллюзии могут дорого обойтись.

Факты – упрямая вещь

Нынешнее руководство Литвы предпочло бы сделать вид, что Альмантас Грикявичюс никогда не снимал фильм по сценарию Витаутаса Жалакявичюса, основанному на реальных событиях. И что самого сожжения деревни Пирчюпяй, осуществлённого палачами (включая местных коллаборационистов), никогда не было… А между тем лента «Факт» /1981/, участвовавшая в основном конкурсе Каннского международного кинофестиваля под заголовком «Группа крови «Ноль» (перекличка с названием картины Бриуса кажется знаменательной), убедительно доказывает обратное. Авторы показывают, как основательно и в общем-то буднично подопечные полковника Тителя (неожиданная роль Донатаса Баниониса), деловито вынеся из домов всё ценное, приводят в исполнение его приказ о ликвидации нескольких десятков крестьян – в отместку за обстрел партизанами колонны автомашин. Как односельчан сводят в сарай (кого-то обманом, иных – угрозами), который запирают и подпаливают… Авторы отказывают убийцам в праве называться людьми, жертвы же – принимают смерть, не утратив человеческого достоинства. Такие злодеяния не должны быть забыты!

Смотри и помни

Элем Климов вынес в название своего фильма строчку из шестой главы Откровений святого Иоанна Богослова, где призыв «Иди и смотри» произносили громовым голосом поочерёдно четверо животных, «исполненные очей спереди и сзади». На кинополотне развёртывается поистине апокалипсическая картина. На одной только белорусской земле было уничтожено вместе с жителями 628 деревень, и «типичную» карательную акцию мы видим глазами подростка Флёры Гайшуна, подавшегося в партизаны. Режиссёр, опиравшийся на документальные свидетельства, скрупулёзно собранные писателем Алесем Адамовичем, отчасти продолжил линию, начатую коллегами из Литовской ССР. Но раскрыл анатомию военного преступления, осуществлённого оккупантами с пособниками, гораздо жёстче. Отрок, поседевший от испытанного ужаса, действительно пережил конец света, но… Отказ Флориана стрелять (хотя бы в воображении) в младенца Адольфика, запечатлённого на идиллической фотографии с матерью, не подозревающей о будущем сыночка, свидетельствует о том, что он остался человеком. В отличие от казнённых (не сожжённых, а расстрелянных) уберменшей.

Каким традициям следовали создатели «Группы крови»

В интервью по случаю премьеры своей ленты, посвящённой событиям, произошедшим в посёлке Вырица, Максим Бриус помимо прочего рассказал и о тех кинопроизведениях, которые служили источником вдохновения. Без упоминания шедевра Элема Климова, разумеется, не обошлось. Он поведал, что видел картину «Иди и смотри» ещё в десятом классе – и оказался под таким оглушительным впечатлением, что после сеанса не мог заснуть. Возможно, есть доля истины в словах о том, что сегодня выпустить подобный (бескомпромиссный в показе зверств фашистов) фильм было бы сложнее. И, кстати, при съёмках «Группы крови» приходилось считаться со многими ограничениями, в том числе – налагаемыми потенциальной целевой аудиторией (категория «12+»). В частности, Максим признался, что в окончательный монтаж не попали даже кадры порки провинившихся узников розгами – пришлось довольствоваться приёмом отражённого действия. А между тем в советском кинематографе (например, в упомянутых им «Неуловимых мстителях» /1967/ Эдмонда Кеосаяна, где экзекуции подвергают Даньку Щуся) это допускалось… Впрочем, дело не в насилии как таковом, а в отношении к нему авторов – и в тех эмоциях, которые произведение искусства вызывает у аудитории.

Дети и война

Максим Бриус, конечно, не мог позволить себе использовать те методы, к каким прибегал Климов. Элема Германовича (как и Андрея Тарковского, показавшего в «Андрее Рублёве» /1966/ гибель лошади) не раз упрекали в жестокости по отношению к животным: вид коровы, расстрелянной при включённой кинокамере трассирующими пулями, произвела на Алёшу Кравченко удручающее впечатление. Да и в целом дебютанту пришлось на съёмках нелегко, хотя слухи о полученном им нервном срыве не подтвердились, косвенно послужив свидетельством высочайшего мастерства режиссёра. Он добился от исполнителя потрясающе аутентичных эмоциональных реакций, при этом оставаясь в процессе работы подчёркнуто вежливым, обходясь без истерик и разговоров на повышенных тонах. Опыт работы с психологом-практиком (даже предлагавшим использовать гипноз, но в итоге ограничившимся техникой аутотренинга, легко усвоенной начинающим артистом) позже переняли многие климовские последователи, включая и режиссёра «Группы крови». Конечно, его фильм не претендует на столь же суровую, с уклоном в натурализм трактовку событий, имевших место в годы Великой Отечественной войны. Тем не менее нельзя не порадоваться тому, что и в новых картинах кинематографисты стараются не забывать о наработках выдающихся предшественников.