Плохая девочка - О чем фильм

«Плохая девочка» /2024/ пользуется у зрителей, предпочитающих смотреть фильмы дома, не меньшим спросом, чем у посетителей кинотеатров. И это касается не только России: онлайн-премьера картины в Соединённых Штатах Америки тоже вызвала ажиотаж. В своей третьей полнометражной постановке Халина Рейн поведала историю Роми Мейтис (Николь Кидман), занимающей высокопоставленный пост в крупной технологической компании и на первый взгляд – счастливой в браке с Джекобом (Антонио Бандерас), известным театральным режиссёром. Карьера и личная жизнь бизнес-леди оказываются под угрозой из-за служебного романа со стажёром по имени Сэмюэл (Харрис Дикинсон), который гораздо моложе женщины, однако позволяет себе эпатажные выходки и претендует на доминирование в интимных отношениях с ней. Роми чувствует, что сопротивляться влиянию парня становится всё сложнее… Режиссёр-кинодраматург мастерски смешала жанры эротического триллера и психологической драмы, однако в первую очередь лента спровоцировала резонанс благодаря острой проблематике, затронутой небанально, в ряде аспектов – даже провокационно.

Тела, тела, тела

В названии предыдущего фильма Рейн заложена отсылка к знаменитому замечанию Гамлета (акт II, сцена 2) на выпады канальи-сатирика: «Слова, слова, слова». В «Плохой девочке» Халина вновь отстаивает важную для себя мысль: представителям вида Homo sapiens никуда не деться от своего биологического начала. Миссис Мейтис вроде бы подтверждает справедливость тезиса Аристотеля о человеке как об общественном животном – и, исходя из того, каких выдающихся успехов добилась в глазах окружающих, не должна ни в чём нуждаться. Однако с первых же кадров (задолго до адюльтера) нам намекают, что пресловутый основной инстинкт регулярно даёт о себе знать. Сэмюэл, несмотря на юный (по сравнению с избранницей) возраст, интуитивно угадал в Роми потребность не просто удовлетворить сексуальные желания, о которых та не решалась признаться супругу. В глубине души героиня так отчаянно жаждет почувствовать себя маленькой девочкой, малышкой (собственно, в оригинале лента так и называется – «Babygirl»), что готова терпеть унижения и физическую боль.

Диалектика домогательств на работе

Рейн призналась, что выбрала местом действия США (основные съёмки прошли в Нью-Йорке) по той причине, что заокеанская корпоративная культура предусматривает гораздо более строгие, чем в Европе, должностную иерархию и регламентацию поведения. Следствием этого являются табу (и нередко – юридически зафиксированные запреты), наложенные на близкие отношения. Чтобы убедиться в её правоте, достаточно сравнить два фильма, снятые Полом Верховеном (кстати, ангажировавшим и Халину в качестве актрисы) соответственно в Новом и Старом Свете: «Основной инстинкт» /1992/ и «Она» /2016/. А вдобавок на сеансе всплывает в памяти ещё несколько достижений американского киноискусства (от «Рокового влечения» /1987/ до «Разоблачения» /1994/), на которые режиссёр с очевидностью ориентировалась. Это же косвенно подтверждает намерение всенепременно заполучить в саундтрек композицию Never Tear Us Apart поп-рок-группы INXS, ставшую шлягером на излёте рейганомики (сингл поступил в продажу в августе 1988-го); если верить прессе, кинокомпании A24 не удалось договориться с правообладателями – спасло лишь прямое вмешательство Кидман. В чём же заключается необычность (и новизна) произведения?

Кукольный дом XXI столетия

Рейн, в сущности, вывернула наизнанку сюжетную схему упомянутых выше суперхитов, в которых знойные откровенные сцены насквозь пронизаны саспенсом, то есть, говоря языком психоаналитиков фрейдистского толка, Эрос соседствует с Танатосом. В «Плохой девочке» же – отнюдь не femme fatale соблазняет (ради достижения корыстных целей) мужчину, не способного совладать с зовом плоти. Хуже того, нет и в помине ситуации циничного использования доминирующего служебного положения (читай – власти) со стороны представителя сильного пола, об опасности чего западная пресса прожужжала все уши на рубеже десятых-двадцатых годов. А когда доходит до выяснения обманутым мужем правды у любовника благоверной, ссора выглядит смехотворной. Халина рискнула отступиться как от драматургических клише, так и от расхожих социальных стереотипов. Отсылка к двум пьесам Генрика Ибсена («Кукольный дом» /1879/ и «Гедда Габлер» /1891/) потребовалась не для оправдания профессии Джекоба или намёка на достижения самой Рейн на театральных подмостках. В «Плохой девочке», в условиях политкорректности, возникают схожие психологические коллизии, безболезненное разрешение которых по-прежнему невозможно.

Как приняли «Плохую девочку»

Казалось бы, отличные (с поправкой на экономный производственный бюджет в размере $20 млн.) финансовые показатели ленты свидетельствуют об энтузиазме зрителей. А между тем картина получила всё-таки не столь высокие оценки, на которые рассчитывали авторы, наслаждавшиеся успехом своего детища на киносмотрах и читавшие восторженные рецензии кинокритиков. Одно награждение Николь «Кубком Вольпи» дорогого стоит, тем более что жюри основного конкурса 81-го Венецианского МКФ возглавлала великая Изабель Юппер! Такого рода поляризация мнений косвенно подтверждает догадку о смелости гражданской и художественной позиции режиссёра, смутившей публику вовсе не откровенностью или чувственностью показанных любовных утех, а свежим взглядом на отношения полов – в разрезе щекотливой темы домогательств к сотрудникам. Халина подлила масла в огонь, заявив в интервью: «Необходимо полностью нормализовать отношение к разнице в возрасте и к тому, что у женщин могут быть различные связи. Мы больше не стеснены рамками. Мы принимаем мужскую точку зрения, принимаем патриархат, но нам нужно освободиться от этого».

Интересные факты о создании фильма

Рейн поведала, что толчком к рождению замысла послужила история о женщине, которая за 25 лет супружества ни разу не испытала оргазм. И, конечно, не последнюю роль сыграл её давний интерес к исследованию отношения представительниц прекрасного пола к своему телу, что являлось ключевым мотивом и предшествовавших режиссёрских работ. При этом она сознательно уклонялась от моральных оценок, добиваясь, чтобы аудитории было сложно определиться, кто из персонажей прав, а кто – достоин осуждения. Залогом впечатляющего результата проекта послужило доверие, установившееся с ведущей «звездой». Кидман участвовала в редактировании сценария, дополняя материал идеями, основанными на персональном опыте. От неё потребовалось выглядеть для роли эмоционально и физически уязвимой, и артистка выразила благодарность Халине за чуткость. Съёмки планировались на лето 2023-го года, однако из-за масштабной забастовки Гильдии киноактёров США сроки сдвинулись на Рождество. Особое внимание было уделено кадрам с обнажённой натурой. Даже несмотря на усилия Лиззи Тэлбот (опытного координатора интимных сцен), в какой-то момент психологическая нагрузка на Николь оказалась чрезмерной, и процесс пришлось приостановить. Её партнёры раскрылись в «Плохой девочке», быть может, не так ярко, но тоже точны. Это особенно касается Харриса Дикинсона, которому прочат долгую карьеру в киноиндустрии. Остаётся сожалеть, что в окончательный монтаж не попали эпизоды с участием ещё одного прославленного лицедея – Жана Рено. Наконец, заслуживает упоминания курьёзный инцидент: в Нидерландах, Люксембурге и Бельгии фильм получил разрешение на демонстрацию детям с 12-ти (!) лет, однако протесты общественности заставили сменить рейтинг на «16+».