Фильм Тора! Тора! Тора! (1970) описание, содержание, трейлеры и многое другое о фильме

Тора! Тора! Тора! (1970)

Развернуть трейлер
Трейлер

Фильм «Тора! Тора! Тора!» посвящен событиям 1941 года, когда японские войска разбомбили американскую военно-морскую базу Перл Харбор. Если вы хотите подробнее узнать подробности об этом историческом факте, вам нужно посмотреть онлайн эту замечательную картину. Съемки проводились в Японии и США. Поначалу за фильм взялся знаменитый японский режиссер Акира Куросава, но после его сменил Киндзи Фукасаку. Консультировали картину и американские, и японские военные специалисты. В 1971 году фильм получил премию «Оскар» за спецэффекты. В переводе с японского «тора» означает «тигр». Это был кодовый сигнал к неожиданному нападению, которое произвело предполагаемый эффект. В фильме почти отсутствует какая-либо лирическая линия, основной упор делался на достоверности и документальности исторических фактов. Никаких компьютерных спецэффектов создатели не использовали. Масштабность воздушных и наземных съемок поражает. Завершающие эпизоды построены так, что, несмотря на сокрушительный удар по Перл Харбору японцами, эта акция в конечном итоге была для всей войны лишь удар дубинкой, которая пробудила дремавшего медведя…

Языки
Русский, Английский
Субтитры
Русский, Английский
Качество
Изображение и звук. Фактическое качество зависит от устройства и ограничений правообладателя.
5.1
7,1
Рейтинг Иви
Зрелищный
2 484 оценки

Сюжет

Осторожно, спойлеры

США прекращают поставку нефти в Японию, и её правительство решает начать войну. К разработке плана атаки привлекается только что вступивший на должность командующего императорским флотом адмирал Ямамото. Его подчинённый, капитан Гэнда разрабатывает детали плана атаки. Ямамото и Гэнда решают нанести превентивный точечный удар по базе ВМС США на Гавайях — Перл-Харбору, чтобы причинить как можно больший стратегический ущерб в максимально короткие сроки и лишить флот США ударных сил — авианосцев.

Для военной разведки США становятся очевидными планы японцев о начале атаки, неизвестны только цели и сроки. Разведчики в Вашингтоне изучают японские шифровки. Составляется довольно запутанная бюрократическая процедура оповещения лишь узкого круга лиц полученной информацией, которая, по мнению Пентагона, должна обеспечить секретность работы декодировщиков.

На Перл-Харборе командиры частей вводятся в курс дела разведкой и пытаются срочно организовать оборону. Но они сталкиваются с непредвиденными трудностями, так, например, служба национальной охраны природы препятствует размещению радаров на территории заповедника острова Оаху.

Дипломатические отношения между Японией и США накаляются. Японский посол без особых успехов пытается оттянуть начало войны переговорами. В конце концов 6 декабря японцы отправляют серию из 14 телеграмм, в конце которой они объявляют о провале мирных переговоров, и последняя телеграмма, являющаяся фактически объявлением войны, должна прийти в 13 часов 7 декабря. Тревожные сообщения из военной разведки командирам американских частей передать в срок не удаётся, поскольку на 7 декабря приходится выходной день. После того, как удалось проинформировать руководителя военно-морскими операциями Старка о предстоящем нападении, он не решается сообщать что-либо на Гавайи без предварительной консультации с президентом.

Утром 7 декабря смешанные и путаные доклады о вражеском присутствии мешают американцам своевременно приготовиться к отражению атаки японцев. В то время как японский посол составляет последние телеграммы в Вашингтон, а секретарь посольства с трудом справляется с переводом 14 телеграмм на английский, с авианосцев взлетают японские самолёты в соответствии с планом внезапного удара Ямамото. Лётчики не встречают никакого сопротивления и отправляют сигнал об успешном начале операции — «Тора, тора, тора». Звено B-17, летевшее с материка на аэродромы острова Оаху без вооружения, обстреляно японскими истребителями. Самолёты американцев скучены на стоянках из-за приказа повысить охрану от гражданских диверсантов, и, став лёгкой мишенью для бомбардировщиков, уничтожены. Лишь двум Р-40 удалось подняться в небо для отражения атаки 330 японских самолётов.

Линкорный ряд Перл-Харбора атакован торпедоносцами. Линкор «Аризона» мгновенно уничтожается прямым попаданием авиабомб. «Оклахома» переворачивается и тонет. «Невада» стремится уйти из базы, японские лётчики пытаются уничтожить корабль на выходе из бухты, чтобы заблокировать базу. Горящая «Невада» отходит к берегу и эвакуирует команду. Моряки прыгают в воду бухты, смешанную с горящей нефтью. В самый разгар нападения американские командиры наконец-то получают предупреждающие телеграммы из Вашингтона о грядущей неизбежной атаке японцев.

Адмирал Ямамото узнаёт, что японское посольство не смогло вовремя передать объявление войны в Вашингтон, в результате чего нападение получилось вероломным и произносит «Я боюсь, мы лишь разбудили спящего гиганта и вселили в него грозную решимость».

Знаете ли вы, что

  • Японскую часть фильма первоначально должен был снимать Акира Куросава.
  • Из всего того, что успел снять Акира Куросава, менее одной минуты попало в финальную версию.
  • Картина провалилась в прокате в Северной Америке, но имела огромный успех в Японии.
  • Раненый матрос, который в конце фильма отстреливается от налетающих японских самолетов, почти в самом конце атаки, – это главный авиационный артиллерист Джон Финн, который 7 декабря 1941 года находился на военно-морской авиационной станции Канеохе. Он установил пулеметную установку 50-го калибра и, несмотря на несколько ранений, открыл ответный огонь по истребителям «Зеро» во время второй волны атаки, поразив несколько из них и даже сбив один, пилотируемый командиром боевого подразделения лейтенантом Фусатой Иидой. Позднее Финн был награжден Медалью Почета за доблесть сверх долга.
  • Судя по японским иероглифам датой нападение было 8 декабря. Это технически правильно, так как пока в США было 7-ое число, в Японии было уже 8-ое. Чтобы не вводить в заблуждение американских зрителей в субтитрах иероглифы были переведены как «7 декабря».
  • Афроамериканец, который стреляет по японским самолетам, основан на матросе Дорисе «Дори» Миллере, который служил на американском корабле «Вест Вирджиния». Он был первым афроамериканцем, награжденным Крестом ВМФ, уступающим по престижности лишь Медали Почета. Не имея никакой подготовки, он стрелял из пулемета по японским самолетам до тех пор, пока у него не закончились боеприпасы. Кьюба Гудинг мл. изобразил его в фильме «Перл Харбор» (2001).
  • Многие из копий японских самолетов были также использованы в фильмах «Мидуэй» (1976), «Последний отсчет» (1980) и «Перл Харбор» (2001).
  • Все японские самолеты, на которых летали в фильме, были переделанными американскими учебными самолетами. В то время не было найдено ни одного настоящего японского военного самолета в летном состоянии. Несколько американских самолетов пришлось переделать, заплатив за каждый около 30 000 долларов. Позже они были проданы на аукционе за 1500 долларов каждый.
  • Сцена, в которой военный оркестр продолжает играть «The Star Spangled Banner», даже когда их атакуют, соответствует военному уставу: когда звучит национальный гимн США, он должен исполняться до конца при любых обстоятельствах. Поэтому, когда дирижер начинает бешено ускорять темп произведения с началом японской атаки, он соблюдает военный протокол, пытаясь дать себе и оркестру возможность поскорее укрыться.
  • В провале фильма в Северной Америке отчасти виновата оппозиция войне во Вьетнаме. Молодые зрители не были заинтересованы в фильме о Второй мировой войне и не могли понять, что спорного в нападении на военно-морскую базу.
  • Продюсер Эльмо Уильямс хотел сделать фильм как можно более исторически точным. Составив первоначальный сценарий, он обратился к профессору Гордону В. Прэнджу, который считается самым авторитетным специалистом по нападению на Перл-Харбор. Одна из книг доктора Прэнджа, «Тора! Тора! Тора! Тора!» стала бестселлером в Японии и послужила исходным материалом для этого фильма. Уильямс попросил доктора Прэнджа проверить сценарий от сцены к сцене на предмет точности. Прандж внес многочисленные исправления и предложения.
  • Многие из копий японских самолетов принадлежат членам организации Commemorative Air Force, которая специализируется на реконструкциях и сохранении самолетов. Они используются каждый год в ежегодном авиашоу CAF, где происходит реконструкция атаки на Перл-Харбор. Это происходит с 1972 года.
  • В картине снимались многочисленные военнослужащие ВМС США. ВМС разрешили им работать только в свободное от службы время, и съемочная группа должна была заплатить им, как и всем остальным статистам.
  • Женщина, дающая урок пилотирования в момент приближения японцев к Перл-Харбору, основана на реально существовавшей Корнелии Форт, которой тогда было 22 года. Самолет Форт, Interstate Cadet, преследовали и обстреляли во время атаки, когда он приземлился в близлежащем гражданском аэропорту со студентом на борту.
  • Когда Акира Куросава был уволен со съемок, японские эпизоды отставали от графика как минимум на три недели. Продюсер Эльмо Уильямс решил эту проблему, наняв в качестве замены двух японских режиссеров, которые возглавили две съемочные группы. Тосио Масуда занимался драматическими сценами. За десять лет он снял около 25 фильмов. Киндзи Фукасаку имел опыт постановки масштабных экшн-сцен и сцен со спецэффектами.
  • Акира Куросава попытался привлечь друзей и деловых партнеров, включая некоторых высокопоставленных промышленников, на ключевые роли в японских сегментах фильма для последующего финансирования будущих фильмов. Это не понравилось 20th Century Fox, и в итоге разрыв между 20th Century Fox и Куросавой стал причиной его увольнения из проекта.
  • Кеннет М. Тейлор, один из пилотов истребителей армии США, которым удалось взлететь, чтобы отразить нападение японцев, посетил съемочную площадку во время съемок. К 1968 году он был полковником ВВС США в отставке и бригадным генералом Национальной воздушной гвардии Аляски.
  • Сёго Симада и Хисао Тоакэ были единственными актерами, работавшими с японскими и американскими подразделениями.
  • Один из B-17, показанных в фильме, был полностью восстановлен и (по состоянию на 2000 год) выставлен в музее в Ипсиланти, штат Мичиган.
  • Макеты американских кораблей в Перл-Харборе были построены на океанских баржах, аренда которых была очень дорогой, что заставило режиссера Ричарда Флейшера сказать во время съемок: «Если бы японцы напали на нас с океанскими баржами, мы не смогли бы позволить себе снять этот фильм».
  • Когда показали фильм выжившим участникам событий с обеих сторон, они сказали, что это наиболее точное отображение произошедших событий.
  • Фильм снимался на военно-морской базе Перл-Харбор. Многие из кораблей, виднеющихся на заднем плане, были сильно модифицированы, но все еще были узнаваемы как корабли времен Второй мировой войны.
  • Съемочный процесс начался в 1968 году.
  • В разные моменты в воздухе одновременно находилось 30 самолетов.
  • Уничтоженные на земле P-40 являлись полномасштабными макетами, некоторые из которых управлялись дистанционно.
  • Тацуя Михаси был очень популярным и плодовитым актером на протяжении 1950-х и 1960-х годов. После завершения работы над этим проектом он не снимался в других картинах около десяти лет. В последующие 25 лет он снялся в 6 полнометражных фильмах и нескольких фильмах для телевидения, после чего умер в 2004 году.
  • Хотя император Хирохито и президент Франклин Д. Рузвельт неоднократно упоминаются в фильме, они не появляются в нем.
  • Несколько членов актерского состава и съемочной группы были настоящими ветеранами Второй мировой войны.
  • Поскольку после Второй мировой войны японского флота не существовало, японские корабли, изображенные в этом фильме, были сделаны из бальзового дерева.
  • Когда возникла идея масштабной постановки о нападении на Перл-Харбор, выяснилось, что компания 20th Century Fox уже приобрела права на книгу «Сломанная печать» Ладисласа Фараго, на которой была основана большая часть сценария.
  • Ошибки в фильме

  • Когда бомбардировщики летят в сторону Перл-Харбора, они пролетают над белым крестом в казармах Скофилд (перевал Колеколе), который был установлен в память о погибших во время этой атаки.
  • Когда капитан вбегает в здание, чтобы передать сообщение «Это не учения», на заднем плане виден мемориал Перл-Харбор, мимо которого он проносится.
  • Когда полковник Браттон и капитан-лейтенант Крамер входят в рабочий кабинет криптографии ВМС, часовой морской пехоты у двери одет в рубашку цвета хаки и галстук с красной полоской на синих брюках униформы КМП США. Корпус морской пехоты принял эту форму только после Второй мировой войны.
  • Многие из кораблей ВМС США, которые можно было увидеть во время нападения на Перл-Харбор, были введены в эксплуатацию только в 1950-х и 1960-х годах, и даже настоящие корабли времен Второй мировой войны, которые можно было увидеть в гавани, с тех пор явно подверглись значительной модернизации. Тем не менее, многие из этих кораблей очень похожи на свои аналоги времен Второй мировой войны.
  • Приближающиеся японские самолеты пролетают над вышкой микроволновой связи на хребте на Оаху.
  • В начальном кадре, когда адмиралы Ричардсон и Киммел пролетают над Перл-Харбором, они пролетают над аэродромом с самолетами 1960-х годов.
  • В начале атаки один из палубных офицеров носит наручные часы Bulova Caravelle с надписью «Waterproof» на циферблате. Компания Bulova представила линию часов Caravelle только в 1962 году.
  • На снимке буксируемого B-17, самолет оснащен хвостовой турелью Cheyenne, которая была введена на модели G в 1943 году. Во время атаки модель E только начинала поступать на вооружение.
  • На танцах, которые посещают армейские летчики в хакисах, все носят черные туфли. До 1957 года армия носила коричневые туфли со всей униформой, кроме парадной голубой.
  • В начальной сцене Вашингтона, здание слева – это Музей американской истории, который был построен примерно в 1959 году.
  • Эмблемы на японских самолетах имеют белый контур вокруг красного «восходящего солнца». Белый контур не использовался до 1943 года.
  • Когда все японские самолеты стартуют со своих авианосцев в утро атаки, виден авианосец класса USS Essex с наклонной посадочной палубой, которая впервые появилась на авианосцах в середине 1950-х годов.
  • B-17, использованные в фильме, – модели F и G. B-17, прибывшие с аэродрома Гамильтон Филд, Калифорния, во время атаки, представляли собой смесь моделей D и E.
  • Когда подводная лодка подвергается обстрелу в начале атаки, эсминец на заднем плане носит номер 446. Этот номер был присвоен эсминцу USS Radford, введенному в строй в мае 1942 года.
  • Сцена гавайской танцевальной вечеринки демонстрирует одежду, прически и танцы 1950-х годов.
  • Прическа и одежда мисс Кейв относятся строго к 1970 году, а не к 1941-му.
  • Среди кораблей, показанных во время атаки, есть корабль USS John R Perry, введенный в эксплуатацию в 1959 году.
  • Незадолго до начала атаки один из офицеров говорит Исороку Ямамото: «Император желает следовать Женевской конвенции. Объявление войны будет передано в 13:00, за 30 минут до начала атаки». Женевская конвенция касается исключительно обращения с военнопленными и некомбатантами. Япония ратифицировала, но не подписала Женевскую конвенцию. Скорее всего, он имел в виду Гаагскую конвенцию 1899 года, которая охватывает правила ведения войны и которую Япония подписала. Старшие японские офицеры должны быть хорошо осведомлены об этом.
  • Когда Крамер передает Браттону последний перехват в комнате для расшифровки, Браттон переворачивает его вверх ногами, когда получает его, затем, очевидно, успешно читает его.
  • Флаг, который приказывает японским пилотам взлетать, не меняет ориентацию между моментом, когда авианосцу приказано отклониться на наветренный борт, и после того, как авианосец повернулся к ветру.
  • В конце атаки американская подводная лодка «Невада» проходит мимо «Аризоны», уходя в море. При этом «Аризона» цела и не горит. Однако в предыдущей сцене «Аризона» была подбита, на ней произошел сильный взрыв, и она горела.
  • В первой сцене флаг на борту линкора «Ямамото» меняется с японского национального флага (красный круг) на японский военно-морской (флаг восходящего солнца).
  • Когда Корнелия Форт летит со своим учеником, японские самолеты догоняют ее, поскольку они явно быстрее. На следующем крупном плане они летят рядом с ее самолетом на той же скорости.
  • При подлете к Перл-Харбору прямо над головой пилота находится небольшой кусок плексигласа. В последующих сценах он исчезает.
  • Инструктор учебного полета понимает, что ее окружают японские истребители. Когда она говорит своему стажеру, что берет управление самолетом на себя, японский самолет оказывается слева от нее, достаточно близко, чтобы видеть лица пилотов. Когда она принимает меры по уклонению, японских самолетов рядом с ее самолетом нет.
  • Когда лейтенанты Тейлор и Уэлч, наконец, поднимают свои P-40 в воздух, они летят в сторону Перл-Харбора, при этом не видно ни пожаров, ни дыма, ни взрывов.
  • Когда два пилота P-40 готовятся к взлету, трое мужчин находятся под одним из самолетов, рядом с шасси. На следующем кадре эти трое мужчин исчезают.
  • Когда адмиралы осматривают Перл-Харбор, PBY, на котором они летят, имеет блистерные окна на дальних планах, но плоские окна на крупных планах.
  • Когда 3-й или 4-й японский самолет стартует на фоне утренних сумерек в утро атаки, в нижней части экрана видны силуэты головы и камеры оператора.
  • Угол наклона солнца неверен для данного времени суток и года. Это особенно заметно на японских самолетах, пролетающих над Оаху в направлении военно-морской базы Перл-Харбор.
  • В фильме адмирал Исороку Ямамото, рассуждая о шансах Японии в войне с Америкой, говорит: «Если надо, мы можем устроить им хаос на год... после этого я ничего не могу гарантировать». В реальной жизни он говорил: «Я могу бесчинствовать шесть месяцев... после этого я не рассчитываю на успех».
  • Японские «Зеро» ведут бой с Тейлором и Уэлчем, неся свои топливные баки на брюхе. Японцы должны были использовать топливо в баках, чтобы добраться до Гавайев, и сбросить их при первом намеке на воздушный бой.
  • Когда японские самолеты взлетают для бомбардировки Перл-Харбора, в нескольких самолетах сидит только один пилот, хотя на самом деле там должно было быть минимум три человека.
  • В фильме рассказывается о разрушениях, причиненных Перл-Харбору, до атаки на P-40 на Уилер-Филд. На самом деле, японцы сначала атаковали аэродромы, чтобы их самолеты не встретили сопротивления, когда они будут атаковать корабли в Перл-Харборе.
  • Ни один из атакующих японских самолетов или американских самолетов на земле не имеет никаких идентификационных номеров или букв на хвосте или фюзеляже. В реальной жизни каждый самолет имел такую маркировку. Каждый самолет армии США в фильме должен был иметь, как минимум, серийный номер, нанесенный на вертикальную часть хвоста.
  • В комнате, где хранится особо секретное оборудование для дешифровки, есть дверь с надписью «Вход воспрещен». В двери есть почтовая щель для передачи документов без раскрытия содержимого комнаты. Однако комната не охраняется, и дверь, похоже, никогда не запирается. Несколько офицеров входят и выходят из комнаты. В какой-то момент один из офицеров оставляет дверь в комнату открытой на несколько секунд, стоя спиной к комнате.
  • На полномасштабной копии USS Nevada слишком много 14-дюймовых орудий. На USS Nevada и USS Oklahoma было 10 14-дюймовых орудий (2 3-орудийные и 2 2-орудийные башни, по одному орудию каждого типа на носу и на корме). Полномасштабная модель Nevada имеет 12 14-дюймовых орудий, как позже на USS Arizona и USS Pennsylvania. Миниатюрные модели «Невады» и «Оклахомы», использованные в сцене «Линкорный ряд», имеют правильное количество и расположение 14-дюймовых орудий.
  • Помощник Фрэнка Нокса, майор Джон Диллон, одет в форму капитана ВМС вместо формы майора корпуса морской пехоты.
  • Японцы отмечают различные силуэты кораблей красными косыми линиями, обозначающими попадания бомб или торпед. Силуэты представляют различные типы американских кораблей, но ни один из них не является очертаниями американских линкоров в Перл-Харборе.
  • В фильме Корнелия Форт проходила летную подготовку на биплане Stearman «Yellow Peril». На самом деле она летала на моноплане Interstate Cadet, который напоминал Piper Cub.
  • В-17 с материка пытаются приземлиться во время атаки. Аэродром, на который они пытаются приземлиться, находится на острове Форд. В реальной жизни ни один B-17 не приземлялся на острове Форд во время атаки.
  • Во время нападения на Перл-Харбор Теодор Уилкинсон был контр-адмиралом, а не капитаном.
  • Когда адмирал Хэлси наблюдает за практикой бомбометания, на носовой части полетной палубы авианосца отчетливо виден номер 14. Флагманским кораблем Хэлси был USS Enterprise, который в 1941 году имел номер 6, но обозначался как «ENT». Под номером 14 был USS Ticonderoga, спущенный на воду в 1944 году.
  • В фильме Джефф Доннелл находится на борту корабля USS Arizona, когда он уничтожен бомбой. В реальной жизни он служил на борту USS West Virginia во время атаки.
  • В заключительных титрах Руфус Браттон указан как «подполковник Браттон». На момент атаки на Перл-Харбор он был полковником и носил соответствующие знаки отличия на протяжении всего фильма.
  • Корнелии Форт, гражданскому летному инструктору, которая проводила урок, когда ее самолет был окружен первой волной японских бомбардировщиков, было 22 года 7 декабря 1941 года. Актрисе Джефф Доннелл, которая играла Корнелию, во время съемок было 49 лет.
  • Самолеты P-40, пилотируемые лейтенантами Тейлором и Уэлшем, стреляют из пулеметов 50 калибра. P-40, пилотируемые лейтенантами Тейлором и Уэлшем в реальном бою, имели боеприпасы только для пулеметов 30-го калибра.
  • Полное имя полковника Браттона указано как Руфус Г. Браттон. На самом деле его звали Руфус С. Браттон.
  • В начале фильма небольшое военно-морское судно причаливает к острову Форд, а на заднем плане видна линейка линкоров. Это происходит за некоторое время до 7 декабря, однако USS California, USS Neosho и другие линкоры находятся в тех же местах, что и в день атаки. Места швартовки не были назначены, поэтому крайне маловероятно, чтобы они находились в тех же местах несколькими неделями или даже днями ранее.
  • Когда оркестр USS Nevada играет национальный гимн во время атаки японцев, у корабля квадратная корма, в отличие от настоящего линкора.
  • Утром 7 декабря адмирал Старк решает позвонить адмиралу Киммелу, чтобы предупредить его о нападении, но решает, что сначала ему нужно поговорить с президентом. На самом деле Старк попросил генерала Маршалла, чтобы командующие армиями, которым он посылает предупреждение, сообщили об этом своим коллегам из ВМС.
  • Примерно на 70 минуте на доске за двумя японцами, обсуждающими операцию, японские иероглифы говорят, что 12/07 – это суббота, а не воскресенье.
  • Офицер японского флота Минору Генда во время планирования атаки на Перл-Харбор был капитаном, а не командиром.
  • Когда японские самолеты готовятся к взлету, они явно освещены прожекторами. Когда фильм переключается на японскую документальную пленку взлетающих самолетов (японский флот использовал цветную пленку), самолеты находятся в тени в свете раннего рассвета.
  • Настоящий адмирал Исороку Ямамото потерял два пальца на левой руке; это произошло в бою в 1905 году. Но если присмотреться, то можно увидеть оба пальца, которые актер сгибает, чтобы скрыть от камеры (не всегда успешно).
  • Когда адмирал Киммел прибывает в штаб во время атаки, два офицера выходят из здания и небрежно уходят. В то утро никто бы не стал ходить без дела.
  • Cмотреть «Тора! Тора! Тора!» на всех устройствах

    Приложение доступно для скачивания на iOS, Android, SmartTV и приставках

    Устройства для просмотра ИвиУстройства для просмотра ИвиПостер Тора! Тора! Тора!Постер Тора! Тора! Тора!