Хваткий арт-дилер Артуро много лет сотрудничает с художником-отшельником Ренцо, который к старости переживает спад популярности. Но Артуро знает, что картины возрастают в цене после смерти автора… Остроумную комедию об искусстве и дружбе «Шедевр» снял аргентинский режиссер Гастон Дюпра («Почетный гражданин»). Показ фильма прошел на Венецианском фестивале 2018 года.
Картины пожилого художника-отшельника из Буэнос-Айреса Ренцо Нерви не продаются уже десять лет. Несмотря на признанный талант и статус «живой легенды», Ренцо оказался за бортом современного искусства из-за нехватки пиара и своего склочного характера. Спасти бедствующего художника от долгов и забвения пытается его старинный друг и предприимчивый галерист Артуро Сильва. Он находит для приятеля «лакомый» заказ, и лишь такой гений, как Ренцо, способен обернуть это дело в грандиозное фиаско. Верный агент, наделенный талантом терпения и деловой хваткой, придумывает рискованную авантюру, чтобы имя Ренцо снова прогремело в мире искусства.
Приглашаем посмотреть аргентинскую комедию «Шедевр» в нашем онлайн-кинотеатре.
Страны | Аргентина |
---|---|
Жанр | Комедии, Драмы, Зарубежные |
Премьера в мире | 16 августа 2018 |
Время | 1 ч. 41 мин. |
Режиссёры | Гастон Дюпра |
---|---|
Актёры | Гильермо Франселья, Луис Брандони, Андреа Акатто, Рауль Аревало, Лукас Аранда, Андреа Фриджерио, Мария Солди, Мелина Мэтьюз |
Сценаристы | Гастон Дюпра, Андрес Дюпра |
Операторы | Роло Пульпейро |
Композиторы | Эмилио Каудерер |
В национальном музее изящных искусств (Буэнос-Айрес) экскурсовод предлагает посетителям внимательно всмотреться в творение аргентинского художника Ренцо Нерви, всемирно известного противоречивой истории своей жизни. Полотно представляет собой величественный горный пейзаж. Для понимания картины не нужно быть специалистом. Ведь искусство – это не только отражение реальности, оно способно создать свою собственную реальность.Весь смысл состоит в том, чтобы почувствовать ощущения, вызываемые этой работой.
Артуро Сильва – арт-дилер, владелец художественной галереи в центре аргентинской столицы – усаживается в свой автомобиль, отправляется в поездку, движется по улицам Буэнос-Айреса. Артуро признается в любви к этому городу. Его неотразимое очарование – в контрастах. Энергетика и безумие Буэнос-Айреса поистине уникальны. Он хаотичен, непредсказуем, жесток и противоречив. Но именно благодаря этим порокам город дышит. Потом Артуроговорит, что хотел бы поведать об одной тайне: дело в том, что я – убийца. Он начинает свой рассказ.
Пятью годами ранее. В галерее Артуро проходит выставка его давнего друга – Ренцо Нерви, постоянным агентом которого он является. Этот художник уже не молод, вершина его карьеры осталась далеко в прошлом, теперь его картины не пользуются популярностью у критиков. Законченный мизантроп Ренцо живет в захламленной студии, но у него есть молоденькая подружка Лаура. Артуро звонит другу и жалуется на то, что за последние десять лет он не продал ни одной его картины. Художнику давно пора осовременить свой стиль. Кроме того, Ренцо совсем не занимается пиаром своих работ – не дал ни одного интервью, не присутствовал на открытии выставки, не желает общаться с потенциальными покупателями. После звонка Артуро, художник появляется в его галерее, стреляет в одну из своих картин на глазах изумленного клиента, который как раз приценивался к ней. Он говорит: ну вот, очень стильно, а теперь продай ее какому-нибудь уроду. После этого Ренцо уходит. Артуро в шоке, выходка друга портит его репутацию, помещению галереи нанесен материальный ущерб. Артуро сообщает Ренцо, что больше не намерен продвигать его искусство, все невостребованные картины будут возвращены ему в ближайшее время.
Тем временем в мастерскую Ренцо заявляется молодой, наивный, полный энтузиазма испанец Алекс и очень настойчиво просится к мэтру в ученики. Ренцо заставляет парня делать абсолютно бессмысленную работу, не имеющую никакого отношения к живописи, тот ее безропотно выполняет. Спустя неделю Ренцо заявляет, что уроки окончены. Алексу не стоит становиться художником, поскольку настоящим творцом может быть только честолюбивый и эгоистичный тип, вроде него, который занимается бесполезным с практической точки зрения делом. Искусством занимаются потому, что ничего другого делать не умеют. Это как инвалидность. А ты – наоборот, стремишься сделать что-то полезное для других. Алекс ошарашен: но я хочу рисовать, чтобы выразить себя. Нет, дружище, тебе не надо ничего выражать, тебе надо делать. Ты мне еще потом спасибо за это скажешь. А сейчас ты должен мне за урок две с половиной тысячи долларов. Разумеется, у парня таких денег нет. Ренцо предлагает занести оплату потом, рассчитывая попросту отделатьсяот Алекса.
Артуро встречается с представителями норвежской компании, которая находится в Аргентине. У них вскоре состоится юбилей фирмы, и они хотели бы приобрести произведение искусства для центрального офиса. Артуро предлагает создать нечто уникальное. Он называет в качестве автора заказной работы РенцоНерви, рекомендует его как великого художника.
Артуро вызывает Ренцо на переговоры с заказчиками. Выясняется, что Артуро уже сам сделал набросок, который выдал за оригинальную идею Ренцо. Рисунок был одобрен главой компании и его сыном, а особенно он понравился его внучке. Во время переговоров с норвежцами говорит в основном Артуро, Ренцо отмалчивается. Пока Артуро провожает заказчиков, Ренцо листает каталог выставки художника Андрея Халера. Ренцо очень нравится его автопортрет, он говорит, что обязательно бы купилэту картину. Артуро называет цену: полтора миллиона долларов. Тебе это не по карману, поэтому вернемся к реальности. Друзья обсуждают полученный заказ. Ренцо говорит, что ему противно изображать «семью ублюдков-эксплуататоров» чуть ли не героями, и вообще – он никогда не работал на заказ. Альберто приводит в пример Пикассо. Он был независимым художником, делал, что хотел. Но это не мешало ему работать на заказ. Поэтому Пикассо был миллионером. В этом нет никакого противоречия. У тебя нет выбора,Ренцо, ты сейчас на мели. Хоть я на тебя и обижен, но ты выполнишь этот заказ. Помощница Артуро сообщает, что действующую в галерее выставку современного аргентинского художника пришел посмотретькритик Аронович. Ренцо выражает желание с ним поздороваться. Он сначала благодарит Ароновича за отрицательную рецензию на его выставку, а потом начинает оскорблять критика. В свою очередь Аронович обзывает художника, а и заодно и его агента неудачниками и мудаками. Артуро вступается за старого друга и прогоняет критика из своей галереи.
Артуро поступает звонок от одной из бывших клиенток, которая готова приобрести по сходной цене работу Нерви, выполненную в 80-х годах прошлого века. Ренцо говорит, что подарил ее Лауре, с которой они уже расстались. Но у него остались ключи от квартиры бывшей подружки. Артуро и Ренцо отправляются туда, поскольку уверены, что Лаура сейчас находится на занятиях в колледже. Друзья уже собираются забрать картину, которую Лаура даже не удосужилась повесить на стену, но возвращается хозяйка со своим новым бойфрендом. Артуро и Ренцо прячутся. Парочка энергично занимается сексом, потом Лаура уходит, а ее парень остается и отправляется в душ. Выйдя оттуда он обнаруживает в квартире присутствие Ренцо. Тот врет, что он – отец Лауры, а Артуро – друг семьи. Таким образом им удается беспрепятственно вынести из квартиры нужную картину.
Ренцо заканчивает «шедевр» для скандинавской компании под постоянным наблюдением Артуро, по наброску которого выполняется эта работа. Артуро доволен результатом, он считает, что заказчики будут в восторге – особенно внучка. Ренцо утверждает, что картине необходим завершающий штрих, и он сделает его сам. Артуро покидает мастерскую друга, предупредив его о том, что картина должна быть доставлена в офис компании к началу торжественных мероприятий. На следующий день Артуро произносит на приеме приветственную речь в честь предпринимателей, которые продолжают славную традицию меценатства. Глава компании вместе со своей маленькой внучкой сдергивают покрывало с картины. Его лицо искажает злоба. Все присутствующие в шоке.Артуроне знает, куда деваться от стыда. На полотне поверх основного изображения красуется огромный белый фаллос и надпись с фамилией заказчика.
Артуро оставляет сообщение на автоответчике Ренцо: чертов алкаш, ты обгадил последнее, что у тебя оставалось – меня. Твоя темная сторона взяла верх, ты стал обиженным стариком. Катись к черту! Надеюсь, в жизни тебя больше не увижу. Но Ренцоэто сообщение не слышит. Его выселили из помещения, которое он раньше арендовал, поскольку у него нет денег заплатить по счетам. Все его скудное имущество, включая картины, описано судебными приставами.
Ренцо отправляется обедать в дорогой ресторан. После завершения обильной трапезы с хорошим алкоголем он заявляет официанту, что не будет оплачивать счет. Он также требует, чтобы ему подали еще одну рюмку граппы. Администратор заведения, чтобы предотвратить скандал и не смущать прочую почтенную публику, предлагает официанту выполнить просьбу наглеца, а потом потихоньку его выпроводить. Из ресторана Ренцо выходит основательно пьяным. На улице его сбивает грузовик.
Ренцо приходит в себя в палате интенсивной терапии. Возле его кровати стоит Артуро. Он рассказывает о том, что Ренцо получил травмы и страдает амнезией. Когда его сбил грузовик, его доставили в больницу, но через пару дней Артуро позаботился о том, чтобы друга перевезли в хорошую клинику. Врач попросил Артуро помочь восстановить пациенту память. Артуро говорит, что они дружат с Ренцо уже больше сорока лет. Он навещает Артуро каждый день, показывает ему фотографии, на которых запечатлены ключевые моменты их общего прошлого, обрисовывает теперешнюю жизненную ситуацию.Артуро оставляет каталог выставки работ Ренцо, которая проходила в его галерее в 80-е годы. Он говорит, что его картины пользовались большим спросом, они тогда заработали кучу денег. На фото Ренцо не узнает свою ныне покойную жену, с которой они состояли в браке двадцать лет. Артуро рассказывает и про свою бывшую жену, с которой они сейчас в разводе, о своем взрослом сыне. У Ренцо тоже есть сын Пабло и даже внуки. Но в свое время он сбежал от матери Пабло через месяц после его рождения. Ты был таким козлом, Ренцо, что сейчас у тебя нет семьи.
Артуро рассказывает, что в последнее время работы Ренцо стали плохо продаваться. Но почему? Для меня ты все еще остаешься великим художником, но публике нужно что-то более современное. Артуро сообщает Ренцо подробности предшествовавших аварии событий. Ренцо опечален: лучше бы я умер.
Артуро уговаривает Лауру навестить пребывающего в депрессии старика, приободрить его. Лаура делает вид, что проявляет искреннее участие в судьбе Ренцо. Она приходит, нежно целует Ренцо и при этом нашептывает ему на ухо гадости. Но Лауру Ренцо хотя бы отчетливо помнит.
Восстановление здоровья Ренцо происходит медленно. Старый художник говорит, что устал от такого существования. А его прошлая жизнь кажется ему жалкой. Он просит Артуро о помощи: ты знаешь, что делать.
Артуроговорит Ренцо, что он спас его картины, которые были арестованы по приговору суда, это около двухсот работ, сейчас все они находятся в его галерее. Кроме того, Артуро погасил все долги Ренцо и оплачивает его лечение. ЗавтраРенцонужно подписать сертификаты подлинности, чтобы Артуро как агент смог в дальнейшем реализовать эти произведения.
В то время, когда они подписывают документы, в палате появляется Алекс. Он хотел заплатить за уроки мэтра, но узнал, что по старому адресу тот уже не живет. Алекс начал его разыскивать и выяснил, что Ренцо попал в аварию и лежит в больнице. Испанец настаивает на том, чтобы Ренцо взял деньги, хотя тот от них отказывается. Алекс утверждает, что очень благодарен своему учителю. По его совету он пересмотрел свои планы на жизнь, передумал становиться художником и нашел свое истинное призвание. Теперь Алекс сотрудничает с общественной организацией, которую спонсирует голландское правительство. Она помогает бездомным и малоимущим. Испанец интересуется: а что за бумаги вы подписываете? Артуропокупает все мои работы, хоть они сейчас ничего и не стоят. Агенту не нравятся эти вопросы, он спроваживает зануду. Позже усталый Ренцо говорит другу: я так больше не могу.
На следующий день Артуро звонит доктор и сообщает тревожную новость. Артуромчится в клинику. Оказывается, ночью Ренцо пробрался в комнату медсестер и принял все препараты, которые смог там обнаружить. Совершившего попытку самоубийства пациента удалось спасти, но пока он находится в реанимации.
Артуро беседует наедине с медбратом, который ухаживал за Ренцо. Он просит дать ему препарат, который поможет его другу безболезненно прекратить страдания. У Ренцо есть полное право решать – хочет он жить или нет.
Вечером медбрат приносит Артуро средство, которое можно принять, растворив в любом напитке. Его присутствии в организме нельзя обнаружить, а эффект – мгновенный. Разумеется, медбрат просит сохранить эту сделку в тайне.
Через некоторое время Артурозабираетиз клиники Ренцо.
Спустя два месяца Артуро открывает в своей галерее персональную выставку Ренцо Нерви. Он показывает гостям запись предсмертного послания своего друга, которую Артуро обнаружил на его телефоне, когда разбирал вещи покойного. Ренцо в свойственной ему провокационной манере говорит о нонконформизме искусства, которого он придерживался всю свою жизнь, а в финале посылает всех по известному направлению.
В галерею Артуро приходит Алекс. Он спрашивает: на что пойдет прибыль от продажи картин Ренцо? У него есть наследники? Артуро не желает отвечать на подобные вопросы. Алекс говорит: вы забрали его из клиники, значит, ему стало лучше. И вдруг он умер. Парню это кажется очень подозрительным. Артуро говорит, что Алекс проявляет неуважение к памяти его покойного друга, оскорбляет его самого. Артуро выставляет парня вон.
Цены на картины Нерви резко выросли. Владелица международной галереи Дуду, которую раньше не интересовало творчество Нерви, теперь ведет деловые переговоры с Артуро. Она готова скупить картины Ренцо за сумму в два раза больше ранее обозначенной Артуро, предлагает ему стать партнером. Дуду намеревается представить картины покойного мэтра на международном рынке.
Выставки работ Нерви с успехом проходят в разных странах мира в самых знаменитых музеях, их приобретают на ведущих художественных аукционах.Арабский шейх предлагает баснословную сумму, он хочет купить для своей частной коллекции всю представленную экспозицию картин. Дуду изначально против подобной сделки, поскольку наследие художника ограничено, а цены на его работы по-прежнему продолжают расти. Но Артуро утверждает, что нашел еще достаточное количество работ в доме тетки покойного художника, где он жил как раз в 80-е годы – это период творческого расцветаНерви. Шейху продают всю экспозицию.
Артуро приезжает в уединенное местечко в горной местности, где расположено чудесное шато. Здесь обитает Ренцо. На самом деле он жив и прекрасно себя чувствует. Друзья специально объявили общественности о смерти художника для того, чтобы его картины лучше продавались. Теперь Ренцо пишет все новые и новые работы, датируя их 80-ми годами прошлого века. Такое положение дел вполне устраивает и самого Ренцо, и его агента. Как художник Ренцо получил полную свободу творчества, он не обременен необходимостью общаться с публикой и ненавистными ему критиками. Артуро отлично зарабатывает на продаже картин и обеспечивает себе и Ренцо безбедное существование, они оба живут, ни в чем себе не отказывая. Эту идиллию нарушает появление Алекса, который давно заподозрил неладное и проследил за Артуро. Испанец обнаруживает «покойного» мэтра, снимает его на камеру своего мобильника. Алекс говорит, что это мошенничество, по возвращении в Буэнос-Айрес, что находится почти в двух тысячах километров отсюда, он намеревается сообщить об этом в полицию. Друзьям удается уговорить Алекса остаться на обед. В ходе беседы им удается выяснить, что парень никому не сказал, куда он едет. Опасаясь разоблачения, Артуро решает отравить Алекса препаратом, который когда-то дал ему сердобольный медбрат. Ренцо не возражает. Артуро подмешивает яд в кофе, выпив его, Алекс падает. Друзья полагают, что испанец мертв. Но Алекс приходит в себя, его рвет. После этого он извиняется и уезжает.
Находящийся за рулем Артуро продолжает начатый им рассказ. Он говорит, что яд потерял свои свойства, поскольку у него истек срок годности. Попытка отравить упертого идеалиста Алекса провалилась.Но Артуро все равно считает себя убийцей, ведь он решился на этот шаг. Хотя теперь это лишь проблемы его «внутреннего психоаналитика». После разоблачения их мошенничестваАртуро и Ренцо предстали перед судом, но получили за свое деяние условные сроки. Дуду ничего об этом не знала, поэтому ей не было предъявлено обвинение. ДействияНерви и Сильвы многие склонны расценивать как акт концептуального искусства. Картины Ренцо не упали в цене, скорее – наоборот, стали цениться еще выше.
Артуро приезжает в шато на день рождения Ренцо, тому исполнилось 80 лет. Артуро дарит другу элитный алкоголь и картину, которая Ренцо всегда очень нравилась, но он не в состоянии был ее приобрести. Теперь сумма более полутора миллиона долларов для друзей не проблема. Ренцо счастлив, что стал обладателем этого шедевра. Они с Артуро идут на прогулку, выпивают, беседуют о искусстве, любуясь величественным горным пейзажем. Артуро говорит, что королевское семейство Бельгии желает получить для своей коллекции картину, аналогичную той, что написана здесь. Но Ренцо не желает отказываться от своих принципов – он никогда не работал на заказ. К тому же, он ненавидит всех без исключения королей. Артуро с другом не спорит: что ж, поживем – увидим.
Отзывы