Военный эпик "Элитный отряд" голландского режиссера и сценариста Джима Тайхутту ("Волк", "Рабат") исследует последние дни колониализма в Индонезии, когда после Второй мировой войны экспедиционные войска из Нидерландов проводили карательные операции против повстанцев. Полагаясь на проверенные временем и публикой концепты "Апокалипсиса сегодня" Копполы и "Агирре, гнев божий" Херцога, постановщик закрывает белое пятно в кинематографе относительно не самой радужной страницы истории своей страны. Отчасти Тайхутту удается в художественной форме представить взгляд на полное жестокостей время и при этом избежать с помощью сценариста Мустафы Дюгулу "википедийности" в развитии нарратива.
В режиссерском представлении голландские "зеленые береты" являются высокомерными расистами, которые в Индонезии сражались с призрачными противниками, устраивали карательные операции, жгли деревни и расстреливали людей. Главный герой ленты, молодой парень Йохан де Фриз (Мартин Лэйкмейер, "На самый верх") - один из них и его все время будет преследовать экзистенциальная драма, воспоминания о родном отце-предателе, состоявшим на службе у нацистов и отправлявшим людей на смерть. Прибытие Йохана в Индонезию в составе волонтерского корпуса, по мысли Тайхутту, должно смыть позор и помочь ему восстановить порядок не только на далеких островах, но и внутри самого себя. В центре внимания постановщика оказывается человек, получающий кровавый опыт и тем самым крайне остро осознающий всю бессмысленность бытия солдата, который убивает мирное население с азартом палача.
Для Тайхутту большим парадоксом в проекте становятся солдаты корпуса, воевавшие в рядах антифашистского Сопротивления, а теперь вынужденные сражаться против крестьян с копьями и мечами и находиться под прицелом немногочисленных повстанцев. В представлении Лэйкмейера его персонаж не будет тем самым классическим белым спасителем, наблюдателем или рассказчиком, в большей степени Йохан - тот самый участник боевых патрулей, который хочет почувствовать кровь на руках и которого все время ограничивает более снисходительный к местным командир Малдер (Майк Реус, "Рубильник"). Поэтому основной задачей "Элитного отряда" становятся поиск новых объяснений событиям в Индонезии и отражение в персонажах ленты опозоренной национальной психики.
Поскольку "Элитный отряд" Тайхутту развивается при помощи двух временных отрезков. С одной стороны, характер Лэйкмейера испытывает на себе все прелести службы солдата в стране, где царят хаос и партизанская война за независимость, с другой - он же возвращается домой с багажом всего пережитого. Путешествие Йохана туда и обратно в представлении постановщика становится не столько способом приобретения очевидного посттравматического расстройства, сколько свидетельством проигранной войны. Само собой, в ленте Тайхутту появляется хорошо считываемая демоническая фигура - колоритный усач Рэймонд Вестерлинг (Марван Кензари, "Бессмертная гвардия", "Аладдин") по прозвищу "Турок", который слишком четко знает, кто должен ответить за эту войну и как восстановить справедливость среди тех, кто не может оказать должного сопротивления карателям.
Тайхутту проецирует на героя Кензари сразу нескольких аналогичных персонажей из более знаковых лент - от сержанта Боба Барнса из "Взвода" Оливера Стоуна до сумасшедшего полковника Курца из "Апокалипсиса сегодня" - и получает безжалостный и непоколебимый в уничтожении мятежников типах. Для жаждущего крови Йохана нужен именно такой командир и наставник. В авторской экранной истории Тайхутту умело эксплуатирует "вьетнамские" клише знаковых голливудских фильмов и добивается интересного эффекта: если осмысление наследия Вьетнама в Америке опиралось на упрощенный героизм и геополитику, то в представлении постановщика "Турок" и Йохан становятся подобием современных конкистадоров, колонизаторов, вернувшихся взять свое и по праву.
По мысли режиссера, крайне трудно заглянуть даже через десятилетия в глаза исторической правде, что понять насколько аморально вставать на пути у людей, жаждущих получить долгожданную свободу от голландской метрополии. При этом характер Лэйкмейера оказывается тем самым морально сомнительным антигероем, который разочарован бюрократией своей страны после войны и отправляется на острова как беглец от воспоминаний, но позже оказывается среди большого количества дилемм и осознает, что задумываться на войне о жалости к врагам - прямой путь к суровому трибуналу от агрессивного "Турка". Амбивалентность, по сути дела, постоянно разъедает душу и сердце Йохана, солдата без победы, убирающего свидетелей той войны у себя на родине и принимающего собственный фатализм без ярко выраженных эмоций.
Возникает мысль, что "Элитный отряд" Джим Тайхутту без труда можно интерпретировать как фильм о белых святых, сошедших на берега Индонезии, для установления мира и справедливости для людей, слишком похожих, по мнению спасителей, друг на друга, которым никогда нельзя доверять и которые вряд ли способны управлять собственной страной. Постановщик не устает указывать на все признаки обреченной колониальной войны голландцев и делает акценты на абсолютном неприятии голландцев со стороны местных и огромном разочаровании тех, кто стал ветераном этой никому не нужной и бессмысленной войны.
Включение Тайхутту побочной лирической линии об отношениях Йохана и проститутки из борделя Гиты (Дениз Азнам) только еще раз подчеркивает мысль о том, что девушка, которая по сюжету старше протагониста на несколько лет, всегда будет улыбаться щедрому "чужаку", но никогда не захочет строить с ним семью. Кроме того, в определенный момент герой Лэйкмейера понимает, что ему совсем не хочется быть таким отъявленным и опасным социопатом как "Турок". В любом случае лента Тайхутту может рассматриваться как постколониальная аллегория о токсичном парне Йохане, который в кульминационном моменте начинает осознавать, что он в действительности творит на абсолютно чужой земле. Поэтому "Элитный отряд" критикует мужской шовинистический менталитет, который заставляет мужчин думать о том, что они могут с успехом использовать других для отражения своих проблем, и отдает предпочтение критике империализма и грехов разваливающейся голландской империи.
5
,5
2020, Триллеры
140 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Военный эпик "Элитный отряд" голландского режиссера и сценариста Джима Тайхутту ("Волк", "Рабат") исследует последние дни колониализма в Индонезии, когда после Второй мировой войны экспедиционные войска из Нидерландов проводили карательные операции против повстанцев. Полагаясь на проверенные временем и публикой концепты "Апокалипсиса сегодня" Копполы и "Агирре, гнев божий" Херцога, постановщик закрывает белое пятно в кинематографе относительно не самой радужной страницы истории своей страны. Отчасти Тайхутту удается в художественной форме представить взгляд на полное жестокостей время и при этом избежать с помощью сценариста Мустафы Дюгулу "википедийности" в развитии нарратива. В режиссерском представлении голландские "зеленые береты" являются высокомерными расистами, которые в Индонезии сражались с призрачными противниками, устраивали карательные операции, жгли деревни и расстреливали людей. Главный герой ленты, молодой парень Йохан де Фриз (Мартин Лэйкмейер, "На самый верх") - один из них и его все время будет преследовать экзистенциальная драма, воспоминания о родном отце-предателе, состоявшим на службе у нацистов и отправлявшим людей на смерть. Прибытие Йохана в Индонезию в составе волонтерского корпуса, по мысли Тайхутту, должно смыть позор и помочь ему восстановить порядок не только на далеких островах, но и внутри самого себя. В центре внимания постановщика оказывается человек, получающий кровавый опыт и тем самым крайне остро осознающий всю бессмысленность бытия солдата, который убивает мирное население с азартом палача. Для Тайхутту большим парадоксом в проекте становятся солдаты корпуса, воевавшие в рядах антифашистского Сопротивления, а теперь вынужденные сражаться против крестьян с копьями и мечами и находиться под прицелом немногочисленных повстанцев. В представлении Лэйкмейера его персонаж не будет тем самым классическим белым спасителем, наблюдателем или рассказчиком, в большей степени Йохан - тот самый участник боевых патрулей, который хочет почувствовать кровь на руках и которого все время ограничивает более снисходительный к местным командир Малдер (Майк Реус, "Рубильник"). Поэтому основной задачей "Элитного отряда" становятся поиск новых объяснений событиям в Индонезии и отражение в персонажах ленты опозоренной национальной психики. Поскольку "Элитный отряд" Тайхутту развивается при помощи двух временных отрезков. С одной стороны, характер Лэйкмейера испытывает на себе все прелести службы солдата в стране, где царят хаос и партизанская война за независимость, с другой - он же возвращается домой с багажом всего пережитого. Путешествие Йохана туда и обратно в представлении постановщика становится не столько способом приобретения очевидного посттравматического расстройства, сколько свидетельством проигранной войны. Само собой, в ленте Тайхутту появляется хорошо считываемая демоническая фигура - колоритный усач Рэймонд Вестерлинг (Марван Кензари, "Бессмертная гвардия", "Аладдин") по прозвищу "Турок", который слишком четко знает, кто должен ответить за эту войну и как восстановить справедливость среди тех, кто не может оказать должного сопротивления карателям. Тайхутту проецирует на героя Кензари сразу нескольких аналогичных персонажей из более знаковых лент - от сержанта Боба Барнса из "Взвода" Оливера Стоуна до сумасшедшего полковника Курца из "Апокалипсиса сегодня" - и получает безжалостный и непоколебимый в уничтожении мятежников типах. Для жаждущего крови Йохана нужен именно такой командир и наставник. В авторской экранной истории Тайхутту умело эксплуатирует "вьетнамские" клише знаковых голливудских фильмов и добивается интересного эффекта: если осмысление наследия Вьетнама в Америке опиралось на упрощенный героизм и геополитику, то в представлении постановщика "Турок" и Йохан становятся подобием современных конкистадоров, колонизаторов, вернувшихся взять свое и по праву. По мысли режиссера, крайне трудно заглянуть даже через десятилетия в глаза исторической правде, что понять насколько аморально вставать на пути у людей, жаждущих получить долгожданную свободу от голландской метрополии. При этом характер Лэйкмейера оказывается тем самым морально сомнительным антигероем, который разочарован бюрократией своей страны после войны и отправляется на острова как беглец от воспоминаний, но позже оказывается среди большого количества дилемм и осознает, что задумываться на войне о жалости к врагам - прямой путь к суровому трибуналу от агрессивного "Турка". Амбивалентность, по сути дела, постоянно разъедает душу и сердце Йохана, солдата без победы, убирающего свидетелей той войны у себя на родине и принимающего собственный фатализм без ярко выраженных эмоций. Возникает мысль, что "Элитный отряд" Джим Тайхутту без труда можно интерпретировать как фильм о белых святых, сошедших на берега Индонезии, для установления мира и справедливости для людей, слишком похожих, по мнению спасителей, друг на друга, которым никогда нельзя доверять и которые вряд ли способны управлять собственной страной. Постановщик не устает указывать на все признаки обреченной колониальной войны голландцев и делает акценты на абсолютном неприятии голландцев со стороны местных и огромном разочаровании тех, кто стал ветераном этой никому не нужной и бессмысленной войны. Включение Тайхутту побочной лирической линии об отношениях Йохана и проститутки из борделя Гиты (Дениз Азнам) только еще раз подчеркивает мысль о том, что девушка, которая по сюжету старше протагониста на несколько лет, всегда будет улыбаться щедрому "чужаку", но никогда не захочет строить с ним семью. Кроме того, в определенный момент герой Лэйкмейера понимает, что ему совсем не хочется быть таким отъявленным и опасным социопатом как "Турок". В любом случае лента Тайхутту может рассматриваться как постколониальная аллегория о токсичном парне Йохане, который в кульминационном моменте начинает осознавать, что он в действительности творит на абсолютно чужой земле. Поэтому "Элитный отряд" критикует мужской шовинистический менталитет, который заставляет мужчин думать о том, что они могут с успехом использовать других для отражения своих проблем, и отдает предпочтение критике империализма и грехов разваливающейся голландской империи.