Дебютант в полнометражном кино, польский сценарист и режиссёр Пётр Бедрон, показал на экране вероятное будущее и дал возможность посмотреть, что получится, если человек вступит в конфликт с роботом. И речь не набившей оскомину, со времён самого первого «Терминатора», войне людей и вышедших из повиновения машин. Нет, в картине поляка «Последнее замыкание», как явствует из названия, конец света уже случился, но кое-кому удалось зависнуть на краю гибели. Симпатичная особа с библейским именем Ева, почти как герой фильма «Я – легенда», пытается выжить среди безжизненных пустошей, а её единственным спутником и собеседником остаётся патрульный робот Артур, отдалённо напоминающий знаменитого ВАЛЛ-И из одноименного мультика Pixar. По совершенно нелепой случайности, девушка прохлопывает момент смены пароля, который ей нужно назвать, чтобы механический страж пустил обратно на базу после очередного бесплодного путешествия, и Ева оказывается отрезанной от оставшихся ресурсов. Убедить, пристыдить или урезонить Артура невозможно – машина она и есть машина, для неё превыше всего программа, а в случае излишней настойчивости робот угрожающе щелкает встроенными пулемётами.
«Пожалуйста, назови пароль, Ева» – спокойно, но твёрдо повторяет упрямая железяка, и, как ни пытается хитрить девушка, а у неё ничего не получается. Она мучается от жажды, слабеет и увядает – выглядит это всё очень жестоко, но правдоподобно, с поправкой на общую фантастичность сюжета. Очевидно, польский автор вдохновлялся произведениями выдающихся классиков жанра, от Ричарда Мэтисона до Айзека Азимова. У последнего Пётр Бедрон позаимствовал три классических закона робототехники, которые Артур, при всей его незаурядной социализации, нарушить не в состоянии, даже если бы был способен захотеть. Невозмутимость и бескомпромиссность стражника грустно-иронично сочетается с разговорами о свадьбе, что инициировала на свою голову Ева. Желая хоть немного разнообразить унылое существование, конечно. Теряя остатки сил, девушка лишь устало усмехается от собственной наивности и глупости, что пыталась научить машину эмпатии. Ужас происходящего ощущается особенно явственно после бездушных комментариев Артура, что человек не сможет так долго держаться без воды. Робот всё понимает и какой-то мизерной частью своих алгоритмов даже сопереживает, но не нарушает приказ.
Самый, пожалуй, жестокий и в то же время занимательный эпизод кино происходит, когда Ева пытается облапошить Артура, переодевшись беженкой и прося убежища. Робот вроде бы почти поддаётся, но с такой твердостью требует представить документы, что в этот момент фильм приобретает черты социальной сатиры. Собственно, и завязка примерно об этом – как ненасытное человечество исчерпало природные ресурсы и спровоцировало грандиозный природный катаклизм. И вот на жарком пепелище последний блюститель порядка долдонит о каких-то бумажках, когда стоящий перед ним человек просит воды. Воистину, машины всегда создаются, что помочь выжить людям! В то же время Бедрон не снимает ответственности и с героини: поди, не первый год влачит такое существование, и всё равно умудрилась так не вовремя подцепить склероз. Еву, благодаря талантливой игре миловидной Мадгалены Вечорек, становится жаль, однако главное чувство, которое она вызывает, несмотря на свою забывчивость – это уважение. Девушка не бьётся в истерике, заливая всё вокруг слезами отчаяния. Она – боец, она ищет варианты, пробует различные средства, удваивает усилия, пытаясь найти уцелевшие блага цивилизации. Глядя на такую героиню, вспоминается фраза из «Парка юрского периода»: «жизнь найдёт путь».
Депрессивное настроение большей части фильма не влияет на его зрелищность. Бедрон снял очень увлекательное кино, мастерски сыграв на чувствах зрителя и ни разу не вызвав диссонанса от поведения обоих персонажей. В вопросах выживания помочь могут только жёсткие средства. Другое дело надежда. Вероятно, самая странная вещь человеческой натуры, прекрасная в своей парадоксальности и абсолютно непостижимая машинами. Автор картины ловко спекулирует на этом понятии, держа интригу до последних кадров и выбрав единственно верную развязку. «Последнее замыкание» – крайне аскетичное кино, снятое на одном энтузиазме при минимуме средств, но с максимумом рассуждений о том, куда в итоге заведёт нас прогресс.
4
,9
2023, Драмы
88 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютант в полнометражном кино, польский сценарист и режиссёр Пётр Бедрон, показал на экране вероятное будущее и дал возможность посмотреть, что получится, если человек вступит в конфликт с роботом. И речь не набившей оскомину, со времён самого первого «Терминатора», войне людей и вышедших из повиновения машин. Нет, в картине поляка «Последнее замыкание», как явствует из названия, конец света уже случился, но кое-кому удалось зависнуть на краю гибели. Симпатичная особа с библейским именем Ева, почти как герой фильма «Я – легенда», пытается выжить среди безжизненных пустошей, а её единственным спутником и собеседником остаётся патрульный робот Артур, отдалённо напоминающий знаменитого ВАЛЛ-И из одноименного мультика Pixar. По совершенно нелепой случайности, девушка прохлопывает момент смены пароля, который ей нужно назвать, чтобы механический страж пустил обратно на базу после очередного бесплодного путешествия, и Ева оказывается отрезанной от оставшихся ресурсов. Убедить, пристыдить или урезонить Артура невозможно – машина она и есть машина, для неё превыше всего программа, а в случае излишней настойчивости робот угрожающе щелкает встроенными пулемётами. «Пожалуйста, назови пароль, Ева» – спокойно, но твёрдо повторяет упрямая железяка, и, как ни пытается хитрить девушка, а у неё ничего не получается. Она мучается от жажды, слабеет и увядает – выглядит это всё очень жестоко, но правдоподобно, с поправкой на общую фантастичность сюжета. Очевидно, польский автор вдохновлялся произведениями выдающихся классиков жанра, от Ричарда Мэтисона до Айзека Азимова. У последнего Пётр Бедрон позаимствовал три классических закона робототехники, которые Артур, при всей его незаурядной социализации, нарушить не в состоянии, даже если бы был способен захотеть. Невозмутимость и бескомпромиссность стражника грустно-иронично сочетается с разговорами о свадьбе, что инициировала на свою голову Ева. Желая хоть немного разнообразить унылое существование, конечно. Теряя остатки сил, девушка лишь устало усмехается от собственной наивности и глупости, что пыталась научить машину эмпатии. Ужас происходящего ощущается особенно явственно после бездушных комментариев Артура, что человек не сможет так долго держаться без воды. Робот всё понимает и какой-то мизерной частью своих алгоритмов даже сопереживает, но не нарушает приказ. Самый, пожалуй, жестокий и в то же время занимательный эпизод кино происходит, когда Ева пытается облапошить Артура, переодевшись беженкой и прося убежища. Робот вроде бы почти поддаётся, но с такой твердостью требует представить документы, что в этот момент фильм приобретает черты социальной сатиры. Собственно, и завязка примерно об этом – как ненасытное человечество исчерпало природные ресурсы и спровоцировало грандиозный природный катаклизм. И вот на жарком пепелище последний блюститель порядка долдонит о каких-то бумажках, когда стоящий перед ним человек просит воды. Воистину, машины всегда создаются, что помочь выжить людям! В то же время Бедрон не снимает ответственности и с героини: поди, не первый год влачит такое существование, и всё равно умудрилась так не вовремя подцепить склероз. Еву, благодаря талантливой игре миловидной Мадгалены Вечорек, становится жаль, однако главное чувство, которое она вызывает, несмотря на свою забывчивость – это уважение. Девушка не бьётся в истерике, заливая всё вокруг слезами отчаяния. Она – боец, она ищет варианты, пробует различные средства, удваивает усилия, пытаясь найти уцелевшие блага цивилизации. Глядя на такую героиню, вспоминается фраза из «Парка юрского периода»: «жизнь найдёт путь». Депрессивное настроение большей части фильма не влияет на его зрелищность. Бедрон снял очень увлекательное кино, мастерски сыграв на чувствах зрителя и ни разу не вызвав диссонанса от поведения обоих персонажей. В вопросах выживания помочь могут только жёсткие средства. Другое дело надежда. Вероятно, самая странная вещь человеческой натуры, прекрасная в своей парадоксальности и абсолютно непостижимая машинами. Автор картины ловко спекулирует на этом понятии, держа интригу до последних кадров и выбрав единственно верную развязку. «Последнее замыкание» – крайне аскетичное кино, снятое на одном энтузиазме при минимуме средств, но с максимумом рассуждений о том, куда в итоге заведёт нас прогресс.