После просмотра драмы «Шоугёрл» (более точный перевод – «Последняя танцовщица») стало немного стыдно перед Памелой Андерсон за прежнее, высокомерно-снисходительное отношение. Бывшая модель, получившая известность благодаря эротическому журналу «Плейбой» (в том числе удостоенная звания так называемой «подружки месяца» в феврале 1990-го года), всегда представлялась эталоном бездарной актрисы. Казалось, что роли ей доставались исключительно за счёт красоты, а точнее, вызывающей сексапильности, причём популярность приобрела скандальный оттенок после попадания интимной видеозаписи знаменитости в свободный доступ в Интернет и недолгого судебного разбирательства. Где бы ни снималась Памела, будь то «культовый» драматический телесериал «Спасатели Малибу» /1989-2001/ или научно-фантастический боевик «Не называй меня «малышкой» /1996/, никакой мало-мальски вменяемой актёрской игры не было и в помине… Вот и у режиссёров, похоже, постепенно сложилось мнение, будто максимум, на что способна Андерсон, – с юмором обыгрывать собственный имидж, как это произошло в мокьюментари Саши Барона Коэна «Борат» /2006/. И вдруг – такой сюрприз!
Культурный шок оказался настолько сильным, что даже устроители издевательской антинаграды «Золотая малина» вручили «искупительный» (хочется сказать – «покаянный») приз именно Памеле, а не Деми Мур или Меган Фокс, также выдвинутым в соответствующей номинации. Правда, по ассоциации сразу вспомнился триумф «Рестлера» /2008/ Даррена Аронофски, но всё-таки Микки Рурк, хотя и действительно долго довольствовался проходными (как правило, дешёвыми и слабыми в художественном отношении) лентами, успел доказать наличие незаурядного таланта в начале карьеры. Остаётся только завидовать прозорливости Джии Копполы (внучки легендарного Фрэнсиса и племянницы Софии), которая настаивала на участии Андерсон, не смирившись с отказом агента «звезды» – сделав так, чтобы сценарий попал ей непосредственно в руки. Женщина-режиссёр приняла решение ограничиться минимум производственных расходов (бюджет не превысил $2 млн.), сократив количество съёмочных дней, но сохранить за собой творческий контроль. Результат впечатлил, а скромных кассовых сборов (на текущий момент – порядка $6,8 млн.) тем не менее хватило, чтобы уверенно окупить затраты.
Локализованный российский вариант названия, надо полагать, отсылает к драме «Шоугёлз» /1995/ Пола Верховена, где Памела, между прочим, отметилась в эпизодической партии певицы на вечеринке. Вместе с тем для кинодраматурга Кейт Герстен, адаптировавшей для экрана собственную незаконченную пьесу «Основная часть работы», эпитет «последняя» являлся принципиальным. Замысел родился под впечатлением от закрытия ревю Jubilee!, радовавшего гостей Лас-Вегаса с лета 1981-го по зиму 2016-го. Шелли Гарднер выступает в аналогичном шоу Le Razzle Dazzle (что-то типа «Шик-блеск») – выступает на протяжении нескольких десятков лет! Солидный возраст не мешает танцовщице очаровывать зрителей, не уступая артисткам гораздо моложе, а накопленный опыт позволяет считать себя живой легендой. Решение о роспуске труппы (и приглашении клоунесс с пошлыми фривольными номерами) оказалось неожиданным как гром среди ясного неба, вынудив участниц срочно искать новые места работы.
Джии, пожалуй, недостаёт принципиальности Аронофски в раскрытии психологии персонажа. Если рурковский «рестлер» Рэнди эффектно уходил из жизни под восторженные крики толпы, то Коппола и Герстен великодушно даруют Шелли возможность не спеша насладиться мгновениями обожания публики – побыть в свете софитов несколько лишних секунд. А между тем в обоих фильмах речь идёт о жертвах славы, уже не мыслящих себе иного существования – впавших в зависимость сродни наркотической! Судьба Аннетт (1), доживающей свой век без дома и денежных сбережений, трудясь официанткой в казино, служит наглядным примером того, что ждёт её лучшую подругу… Прозябание в нужде, в лучшем случае – возможность изредка станцевать для души на столике, под равнодушными взорами клиентов заведения.
Авторы усиливают драматизм ситуации, введя сюжетную линию Ханны. Взрослая дочь мисс Гарднер, приехавшая поддержать мать, после посещения шоу задаёт родительнице обескураживающий вопрос в том духе, а стоила ли игра свеч? Неужели этот примитивный стриптиз («спектакль с элементами обнажения») достоин того, чтобы потратить жизнь, в числе прочего – практически лишившись общения с кровинушкой в детстве? Тут уж невольно закрадываются подозрения, что уверения Шелли, будто Le Razzle Dazzle уходит своими корнями в парижские традиции кабаре и остаётся уникальным на культурном ландшафте игорной столицы Америки, являются банальным самообманом. Тот же Эдди (многие ли сразу опознают Дейва Батисту с седеющей шевелюрой и бородой?), согласившийся не выдавать секрета, что приходится девушке отцом, пусть отцом случайным, не испытал душевных мук, оставшись в штате после смены программы. Прослушивание же для другого представления, которое «последняя танцовщица» с треском проваливает, служит своеобразным моментом истины: режиссёр не стесняется в выражениях, объясняя назойливой претендентке причину отказа…
Отчасти всё так и есть. Джиа, как и Даррен, не скрывает критического отношения к шоу-бизнесу, мало того что способствующему оболваниванию народных масс, так ещё и ломающему судьбы подавляющего большинства тех, кто связал свою жизнь с подиумом. Как говорил один мудрый рисованный ослик, «жалкое зрелище, душераздирающее зрелище»!.. Вместе с тем кинематографисты стараются сохранить объективность, не просто по-человечески сочувствуя своим героям, но высвечивая в их характерах творческое начало. Какое ни есть, а всё ж таки творческое. Шелли воспринимается, так сказать, уходящей натурой – свидетельницей целой эпохи, грозящей на наших глазах кануть в Лету. Последней танцовщицей в устаревшем направлении индустрии развлечений, просящей по-прежнему – хотя б за былые заслуги – называть себя «малышкой».
_______
1 – Джейми Ли Кёртис согласилась предстать в не самом выгодном обличии, узнав об участии в проекте Памелы.
6
,2
2024, США, Драмы
85 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
После просмотра драмы «Шоугёрл» (более точный перевод – «Последняя танцовщица») стало немного стыдно перед Памелой Андерсон за прежнее, высокомерно-снисходительное отношение. Бывшая модель, получившая известность благодаря эротическому журналу «Плейбой» (в том числе удостоенная звания так называемой «подружки месяца» в феврале 1990-го года), всегда представлялась эталоном бездарной актрисы. Казалось, что роли ей доставались исключительно за счёт красоты, а точнее, вызывающей сексапильности, причём популярность приобрела скандальный оттенок после попадания интимной видеозаписи знаменитости в свободный доступ в Интернет и недолгого судебного разбирательства. Где бы ни снималась Памела, будь то «культовый» драматический телесериал «Спасатели Малибу» /1989-2001/ или научно-фантастический боевик «Не называй меня «малышкой» /1996/, никакой мало-мальски вменяемой актёрской игры не было и в помине… Вот и у режиссёров, похоже, постепенно сложилось мнение, будто максимум, на что способна Андерсон, – с юмором обыгрывать собственный имидж, как это произошло в мокьюментари Саши Барона Коэна «Борат» /2006/. И вдруг – такой сюрприз! Культурный шок оказался настолько сильным, что даже устроители издевательской антинаграды «Золотая малина» вручили «искупительный» (хочется сказать – «покаянный») приз именно Памеле, а не Деми Мур или Меган Фокс, также выдвинутым в соответствующей номинации. Правда, по ассоциации сразу вспомнился триумф «Рестлера» /2008/ Даррена Аронофски, но всё-таки Микки Рурк, хотя и действительно долго довольствовался проходными (как правило, дешёвыми и слабыми в художественном отношении) лентами, успел доказать наличие незаурядного таланта в начале карьеры. Остаётся только завидовать прозорливости Джии Копполы (внучки легендарного Фрэнсиса и племянницы Софии), которая настаивала на участии Андерсон, не смирившись с отказом агента «звезды» – сделав так, чтобы сценарий попал ей непосредственно в руки. Женщина-режиссёр приняла решение ограничиться минимум производственных расходов (бюджет не превысил $2 млн.), сократив количество съёмочных дней, но сохранить за собой творческий контроль. Результат впечатлил, а скромных кассовых сборов (на текущий момент – порядка $6,8 млн.) тем не менее хватило, чтобы уверенно окупить затраты. Локализованный российский вариант названия, надо полагать, отсылает к драме «Шоугёлз» /1995/ Пола Верховена, где Памела, между прочим, отметилась в эпизодической партии певицы на вечеринке. Вместе с тем для кинодраматурга Кейт Герстен, адаптировавшей для экрана собственную незаконченную пьесу «Основная часть работы», эпитет «последняя» являлся принципиальным. Замысел родился под впечатлением от закрытия ревю Jubilee!, радовавшего гостей Лас-Вегаса с лета 1981-го по зиму 2016-го. Шелли Гарднер выступает в аналогичном шоу Le Razzle Dazzle (что-то типа «Шик-блеск») – выступает на протяжении нескольких десятков лет! Солидный возраст не мешает танцовщице очаровывать зрителей, не уступая артисткам гораздо моложе, а накопленный опыт позволяет считать себя живой легендой. Решение о роспуске труппы (и приглашении клоунесс с пошлыми фривольными номерами) оказалось неожиданным как гром среди ясного неба, вынудив участниц срочно искать новые места работы. Джии, пожалуй, недостаёт принципиальности Аронофски в раскрытии психологии персонажа. Если рурковский «рестлер» Рэнди эффектно уходил из жизни под восторженные крики толпы, то Коппола и Герстен великодушно даруют Шелли возможность не спеша насладиться мгновениями обожания публики – побыть в свете софитов несколько лишних секунд. А между тем в обоих фильмах речь идёт о жертвах славы, уже не мыслящих себе иного существования – впавших в зависимость сродни наркотической! Судьба Аннетт (1), доживающей свой век без дома и денежных сбережений, трудясь официанткой в казино, служит наглядным примером того, что ждёт её лучшую подругу… Прозябание в нужде, в лучшем случае – возможность изредка станцевать для души на столике, под равнодушными взорами клиентов заведения. Авторы усиливают драматизм ситуации, введя сюжетную линию Ханны. Взрослая дочь мисс Гарднер, приехавшая поддержать мать, после посещения шоу задаёт родительнице обескураживающий вопрос в том духе, а стоила ли игра свеч? Неужели этот примитивный стриптиз («спектакль с элементами обнажения») достоин того, чтобы потратить жизнь, в числе прочего – практически лишившись общения с кровинушкой в детстве? Тут уж невольно закрадываются подозрения, что уверения Шелли, будто Le Razzle Dazzle уходит своими корнями в парижские традиции кабаре и остаётся уникальным на культурном ландшафте игорной столицы Америки, являются банальным самообманом. Тот же Эдди (многие ли сразу опознают Дейва Батисту с седеющей шевелюрой и бородой?), согласившийся не выдавать секрета, что приходится девушке отцом, пусть отцом случайным, не испытал душевных мук, оставшись в штате после смены программы. Прослушивание же для другого представления, которое «последняя танцовщица» с треском проваливает, служит своеобразным моментом истины: режиссёр не стесняется в выражениях, объясняя назойливой претендентке причину отказа… Отчасти всё так и есть. Джиа, как и Даррен, не скрывает критического отношения к шоу-бизнесу, мало того что способствующему оболваниванию народных масс, так ещё и ломающему судьбы подавляющего большинства тех, кто связал свою жизнь с подиумом. Как говорил один мудрый рисованный ослик, «жалкое зрелище, душераздирающее зрелище»!.. Вместе с тем кинематографисты стараются сохранить объективность, не просто по-человечески сочувствуя своим героям, но высвечивая в их характерах творческое начало. Какое ни есть, а всё ж таки творческое. Шелли воспринимается, так сказать, уходящей натурой – свидетельницей целой эпохи, грозящей на наших глазах кануть в Лету. Последней танцовщицей в устаревшем направлении индустрии развлечений, просящей по-прежнему – хотя б за былые заслуги – называть себя «малышкой». _______ 1 – Джейми Ли Кёртис согласилась предстать в не самом выгодном обличии, узнав об участии в проекте Памелы.