Драма "Жанна", снятая режиссером Константином Статским (сериалы "Ваша честь" и "Полярный") на материале одноименной пьесы Ярославы Пулинович, которая шла несколько сезонов на сцене Театра Наций, рассматривает вопрос цены материального успеха и обеспеченности через призму нестандартного любовного треугольника, где побеждают далеко не молодость и красота. Постановщик исследует феномен сильной деловой женщины, 50-летней Жанны Георгиевны (Ксения Раппопорт, "На близком расстоянии", "Мама, я дома"), которая владеет крупным маркетплейсом, и при этом находит множество аргументов, чтобы показать одиночество хищницы, привыкшей пожирать и поглощать все и всех вокруг себя.
И если у Пулинович главная героиня была узнаваемой провинциалкой, успешной и беспринципной, то в нарративе сценаристов Екатерины Попечителевой (сериал "Игра на выживание") и Юлианы Кошкиной ("Завтрак у папы") Жанна превращается в холодный автомат, который способен только захватывать, иметь и благоволить, никогда при этом не упуская личной выгоды. Блестящая операторская работа Максима Осадчего ("Девятая", "История одного назначения") выстраивает холодную и совершенную симметрию как в хай-тек пространствах роскошной квартиры протагонистки, так и внутри офисных помещений, где из офисного планктона был выдернут молодой и перспективный любовник Андрей (Александр Новин, "Кровь", "Время первых").
Пожалуй, холод, отсутствие эмоций и постоянный контроль во всем служат точными описаниями героини Ксения Раппопорт, которая привыкла добиваться всего сама и способна прекрасно манипулировать людьми. Тем не менее, Андрей объявляет Жанне, боссу и источнику всех финансовых поступлений, что уходит от нее. Многочисленные флэшбэки из детства юной Жанны (Софья Кругова, "Оторви и выбрось") позволяют создать Статскому необходимый бэкграунд вокруг центрального персонажа и прояснить психологические проблемы уже взрослой женщины, которая не может почувствовать себя слабой, не умеет прощать и привыкла обращаться с сотрудниками компании и с молодым любовником Андреем как с голодными псами, не ослабляя цепь и не позволяя себе ни малейшей слабинки.
С этой точки зрения Жанна в молодости (Ясмина Омерович, "UFO"), в уже далеких 90-х, должна пройти ту самую точку невозврата, стать жестче научиться выживать, выть с себе подобными, подобно тому, как это происходит у режиссера в натуралистичной экспозиции, ради спасения, ради бизнеса и быстрого обогащения. Воплощая уже зрелую женщину, Ксения Раппопорт предпочитает в актерской игре показывать за внешне молчаливой и не привыкшей говорить только по делу Жанной ту, которая скрывает личный кризис успешности, когда все мечты по большому счету достигнуты, молодость закончилась, а навыки выживания в бизнесе работают безотказно.
Характер Раппопорт выглядит состоявшейся, но абсолютно бесчувственной, когда брошенные на самореализацию силы не оставили способности чувствовать, любить, не оставили тепла и личного пространства в огромной квартире, где можно потеряться от отражений в зеркалах. Поэтому "Жанна" от драмы одинокой женщины мелкими шагами постоянно движется в сторону очень своеобразного социального триллера об абсолютно токсичной женщине, готовой растоптать за предательство и потенциально готовой к преступлению. Вытравливаемые годами и десятилетиями у Раппопорт чувства перешли в хорошо считываемую психологическую деформацию, когда заботливость и желание помочь ближним разъедаются токсичностью или происходят в измененном состоянии сознания.
Статский в "Жанне" вслед за Пулинович делает важный и очевидный вывод: люди, которые сформировались в эпоху перемен оказываются жестче и агрессивнее, у них свои четкие представления о добре и зле и даже сентиментальность у них тоже очень своеобразна как по форме, так и по содержанию. Виталий (Евгений Миронов, "Сердце Пармы", сериал "Пробуждение"), старый друг Жанны, оказывается старомодным, чувствительным и слишком размякшим под действием алкоголя мужчиной, которому есть чем похвалиться перед героиней Раппопорт - младший ребенок, а не многочисленные длинноногие любовницы, дает ему основу и опору для существования.
С этой точки зрения, появление героя Евгения Миронова, выступившего также продюсером фильма и художественным руководителем, становится в режиссуре Статского настоящим триггером для происходящего в жизни протагонистки, от которой незадолго до этого к молодой девушке Кате (Таисия Вилкова, "Дикая", "Непослушник") ушел Андрей, чтобы поддержать ее во время беременности. Опрокинутая налаженная за несколько лет жизнь с персонажем Новина показывает личную уязвимость Жанны, ее ахиллесову пяту - это ее возраст, когда за внешним респектабельным фасадом ухоженного тела скрывается женщина с давно туго перетянутой личной жизнью, заглушающая одиночество работой, дорогими вещами и страдающая от самостоятельности. В интерпретации постановщика это становится тождественно одиночеству, когда только деньги позволяют ей покупать себе подобострастных собеседников и воздыхателей.
Время, которое сформировало персонажа Раппопорт, стало для нее настоящей эпохой выживания и деформировало ту самую деревенскую девушку, не сделав ни малейших скидок ни на что и отличив и от возлюбленного и от родного отца. Парадоксально, но в интерпретации Статского время как главный враг Жанны толкает ее на аморальное преступление и дает возможность эмоционального прощания на могиле у отца. Пулинович как автор пьесы, а вслед за ней и постановщик очень тонко чувствуют, что прошлое всегда будет выставлять протагонистке весомые счета, заставляя рефлексировать и осознавать гулкость пространств личной пустоты внутри, где нет детского смеха, а есть только непрерывное ощущение самозащиты, готовой применить в контратаке самый беспринципный яд.
Пограничное состояние, когда девушка как в "Наташиной мечте", еще одной известной пьесе Пулинович, взрослая женщина как в "Жанне" готова пойти на нечто такое, позволяет Статскому сфокусирофаться на том, как разрушается совместная жизнь Андрея и Кати и показать их беспомощность как родителей. Воля главной героини и желание отомстить любовнику наделяют ее особенным витализмом, по сравнению с жалкими персонажами Новина и Вилковой Жанна выглядит практически сверхчеловеком, на которого напал смертельный вирус пустоты и одиночества, нарушивший так тщательно стерилизовавшуюся от чувств-микробов личную жизнь.
Внутри "Жанны" Константин Статский, действуя в условиях, когда популярная пьеса, выросшая в новый фильм, должна обрести новые смыслы, отказывается от открытых режиссерских оценок жизни и поступков центрального персонажа. Выводя главную героиню Раппопорт практически инфернальной женщиной без проявления слабых мест и эмоциональных уязвимостей, постановщик открыто дает понять, что любая забота и любая помощь от Жанны требуют взамен гораздо больше, зло и обман помогли протагонистке выжить и переродиться в 90-х, когда она почувствовала на себе дразнящую магию денег.
В то же самое время Статский в концепте проекта об одинокой возрастной женщине очень аккуратно обходит ожидаемый даже для современного российского фильма феминистский акцент, когда большими штрихами показывает путь безжалостного и слишком бесчувственного чудовища. С этой точки зрения, Жанна становится больше на персонажей современных хорроров, а эти фильмы уже бросают вызов человечности и человеческому, при очень скромном наборе сверхъестественных обстоятельств. Само собой, у Статского все обходится без крови, однако финал ленты заставляет вновь и вновь прокручивать в памяти увиденное на экране и служит предостережением, как не переступить черту гуманизма и не превратиться в форменного зверя, волка или крокодила, проливающего скупые слезы после поедания своих жертв. Поэтому "Жанна" может рассматриваться как крушение формулы счастья для гордящихся личной самодостаточностью и положенных на обе лопатки одиночеством во имя карьеры или бизнеса. Детский плач в финале дает сомнительную надежду для характера Раппопорт и заставляет на мгновение забыть о ее пожирающей аморальности.
7
,5
2022, Россия, Драмы
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Драма "Жанна", снятая режиссером Константином Статским (сериалы "Ваша честь" и "Полярный") на материале одноименной пьесы Ярославы Пулинович, которая шла несколько сезонов на сцене Театра Наций, рассматривает вопрос цены материального успеха и обеспеченности через призму нестандартного любовного треугольника, где побеждают далеко не молодость и красота. Постановщик исследует феномен сильной деловой женщины, 50-летней Жанны Георгиевны (Ксения Раппопорт, "На близком расстоянии", "Мама, я дома"), которая владеет крупным маркетплейсом, и при этом находит множество аргументов, чтобы показать одиночество хищницы, привыкшей пожирать и поглощать все и всех вокруг себя. И если у Пулинович главная героиня была узнаваемой провинциалкой, успешной и беспринципной, то в нарративе сценаристов Екатерины Попечителевой (сериал "Игра на выживание") и Юлианы Кошкиной ("Завтрак у папы") Жанна превращается в холодный автомат, который способен только захватывать, иметь и благоволить, никогда при этом не упуская личной выгоды. Блестящая операторская работа Максима Осадчего ("Девятая", "История одного назначения") выстраивает холодную и совершенную симметрию как в хай-тек пространствах роскошной квартиры протагонистки, так и внутри офисных помещений, где из офисного планктона был выдернут молодой и перспективный любовник Андрей (Александр Новин, "Кровь", "Время первых"). Пожалуй, холод, отсутствие эмоций и постоянный контроль во всем служат точными описаниями героини Ксения Раппопорт, которая привыкла добиваться всего сама и способна прекрасно манипулировать людьми. Тем не менее, Андрей объявляет Жанне, боссу и источнику всех финансовых поступлений, что уходит от нее. Многочисленные флэшбэки из детства юной Жанны (Софья Кругова, "Оторви и выбрось") позволяют создать Статскому необходимый бэкграунд вокруг центрального персонажа и прояснить психологические проблемы уже взрослой женщины, которая не может почувствовать себя слабой, не умеет прощать и привыкла обращаться с сотрудниками компании и с молодым любовником Андреем как с голодными псами, не ослабляя цепь и не позволяя себе ни малейшей слабинки. С этой точки зрения Жанна в молодости (Ясмина Омерович, "UFO"), в уже далеких 90-х, должна пройти ту самую точку невозврата, стать жестче научиться выживать, выть с себе подобными, подобно тому, как это происходит у режиссера в натуралистичной экспозиции, ради спасения, ради бизнеса и быстрого обогащения. Воплощая уже зрелую женщину, Ксения Раппопорт предпочитает в актерской игре показывать за внешне молчаливой и не привыкшей говорить только по делу Жанной ту, которая скрывает личный кризис успешности, когда все мечты по большому счету достигнуты, молодость закончилась, а навыки выживания в бизнесе работают безотказно. Характер Раппопорт выглядит состоявшейся, но абсолютно бесчувственной, когда брошенные на самореализацию силы не оставили способности чувствовать, любить, не оставили тепла и личного пространства в огромной квартире, где можно потеряться от отражений в зеркалах. Поэтому "Жанна" от драмы одинокой женщины мелкими шагами постоянно движется в сторону очень своеобразного социального триллера об абсолютно токсичной женщине, готовой растоптать за предательство и потенциально готовой к преступлению. Вытравливаемые годами и десятилетиями у Раппопорт чувства перешли в хорошо считываемую психологическую деформацию, когда заботливость и желание помочь ближним разъедаются токсичностью или происходят в измененном состоянии сознания. Статский в "Жанне" вслед за Пулинович делает важный и очевидный вывод: люди, которые сформировались в эпоху перемен оказываются жестче и агрессивнее, у них свои четкие представления о добре и зле и даже сентиментальность у них тоже очень своеобразна как по форме, так и по содержанию. Виталий (Евгений Миронов, "Сердце Пармы", сериал "Пробуждение"), старый друг Жанны, оказывается старомодным, чувствительным и слишком размякшим под действием алкоголя мужчиной, которому есть чем похвалиться перед героиней Раппопорт - младший ребенок, а не многочисленные длинноногие любовницы, дает ему основу и опору для существования. С этой точки зрения, появление героя Евгения Миронова, выступившего также продюсером фильма и художественным руководителем, становится в режиссуре Статского настоящим триггером для происходящего в жизни протагонистки, от которой незадолго до этого к молодой девушке Кате (Таисия Вилкова, "Дикая", "Непослушник") ушел Андрей, чтобы поддержать ее во время беременности. Опрокинутая налаженная за несколько лет жизнь с персонажем Новина показывает личную уязвимость Жанны, ее ахиллесову пяту - это ее возраст, когда за внешним респектабельным фасадом ухоженного тела скрывается женщина с давно туго перетянутой личной жизнью, заглушающая одиночество работой, дорогими вещами и страдающая от самостоятельности. В интерпретации постановщика это становится тождественно одиночеству, когда только деньги позволяют ей покупать себе подобострастных собеседников и воздыхателей. Время, которое сформировало персонажа Раппопорт, стало для нее настоящей эпохой выживания и деформировало ту самую деревенскую девушку, не сделав ни малейших скидок ни на что и отличив и от возлюбленного и от родного отца. Парадоксально, но в интерпретации Статского время как главный враг Жанны толкает ее на аморальное преступление и дает возможность эмоционального прощания на могиле у отца. Пулинович как автор пьесы, а вслед за ней и постановщик очень тонко чувствуют, что прошлое всегда будет выставлять протагонистке весомые счета, заставляя рефлексировать и осознавать гулкость пространств личной пустоты внутри, где нет детского смеха, а есть только непрерывное ощущение самозащиты, готовой применить в контратаке самый беспринципный яд. Пограничное состояние, когда девушка как в "Наташиной мечте", еще одной известной пьесе Пулинович, взрослая женщина как в "Жанне" готова пойти на нечто такое, позволяет Статскому сфокусирофаться на том, как разрушается совместная жизнь Андрея и Кати и показать их беспомощность как родителей. Воля главной героини и желание отомстить любовнику наделяют ее особенным витализмом, по сравнению с жалкими персонажами Новина и Вилковой Жанна выглядит практически сверхчеловеком, на которого напал смертельный вирус пустоты и одиночества, нарушивший так тщательно стерилизовавшуюся от чувств-микробов личную жизнь. Внутри "Жанны" Константин Статский, действуя в условиях, когда популярная пьеса, выросшая в новый фильм, должна обрести новые смыслы, отказывается от открытых режиссерских оценок жизни и поступков центрального персонажа. Выводя главную героиню Раппопорт практически инфернальной женщиной без проявления слабых мест и эмоциональных уязвимостей, постановщик открыто дает понять, что любая забота и любая помощь от Жанны требуют взамен гораздо больше, зло и обман помогли протагонистке выжить и переродиться в 90-х, когда она почувствовала на себе дразнящую магию денег. В то же самое время Статский в концепте проекта об одинокой возрастной женщине очень аккуратно обходит ожидаемый даже для современного российского фильма феминистский акцент, когда большими штрихами показывает путь безжалостного и слишком бесчувственного чудовища. С этой точки зрения, Жанна становится больше на персонажей современных хорроров, а эти фильмы уже бросают вызов человечности и человеческому, при очень скромном наборе сверхъестественных обстоятельств. Само собой, у Статского все обходится без крови, однако финал ленты заставляет вновь и вновь прокручивать в памяти увиденное на экране и служит предостережением, как не переступить черту гуманизма и не превратиться в форменного зверя, волка или крокодила, проливающего скупые слезы после поедания своих жертв. Поэтому "Жанна" может рассматриваться как крушение формулы счастья для гордящихся личной самодостаточностью и положенных на обе лопатки одиночеством во имя карьеры или бизнеса. Детский плач в финале дает сомнительную надежду для характера Раппопорт и заставляет на мгновение забыть о ее пожирающей аморальности.