Приписка «Заклятье» к очередному мистическому триллеру на тему зловещих шорохов и бушующих по ночам призракам, что плотоядно посматривают на жертв, уже десять лет как служит неким гарантом хоть и скромного, но качества постановки. Вот и «Незаконченная глава», в оригинале «Писатель-призрак», продолжает тенденцию – несмотря на другой сюжет, отходящий сильно дальше от мейнстрима в жанре хоррор. Малоизвестный британец Пол Уилкинс реализовал своего рода трибьют в честь Стэнли Кубрика и его культового «Сияния», расколовшего в своё время сообщество поклонников Стивена Кинга на два непримиримых лагеря. Столь же шумная слава тихому ремесленнику с Туманного Альбиона, не светит, что, впрочем, не мешает отдать должное автору: идея при всей бессовестной вторичности породила зрелищное и весьма симпатичное кино.
В центре сюжета обитает средней руки писатель Гиллигер Грэм, подозрительно похожий на бывшего любимца Джеймса Кэмерона – актёра Майкла Бина. Как и исполнитель роли Кайла Риза в первом «Терминаторе» прозаик когда-то был на коне, наслаждался овациями публики, подсчитывал гонорары, пока не обнаружил себя на дне стакана и с ощущением полного тупика. В поисках вдохновения Грэм отправляется в старый родовой особняк, едва выцеживает из себя одну строчку, пока пролитое пиво не заставляет его обратить внимание на причину засора раковины – туго свёрнутую рукопись последнего романа, написанного отцом. Папа, как это часто бывает в творческих династиях, был значительно талантливее отпрыска и невольно обрёк последнего на унизительные сравнения в духе «природа отдыхает на детях гениев». Пусть этот момент и остался за кадром, но сыновня обида видимо копилась все годы параллельного творчества, а когда отца не стало – удача тут же оставила наследника. Недолго думая, Гиллигер решает дописать рукопись и выдать её за собственный труд. Забыл только горе-беллетрист спросить разрешения у призраков пустого дома, а у них на всё своё мнение имеется.
В попытках следовать тропой Кубрика Пол Уилкинс накрутил интриг, и то ли не хватило масштаба, то ли запутался с посылом, но картина грешит однообразием. Поначалу всё это сплетение демонов прошлого с галлюцинациями подвыпившего неудачника доставляет удовольствие – да и всем бы посланникам загробного мира выглядеть как сексуальная шатенка Андреа Дэк! Однако ещё до середины фильма режиссёр начинает ходить кругу. Странная и дерзкая девица, не менее таинственный и наглый ухажёр с манией садиста – они неплохи сами по себе, но не вызывают того же страха, какой веял, к примеру, от сдержанного бармена из «Сияния». Для режиссёра Уилкинса это возможно открытие, но, чтобы напугать – совсем не обязательно сыпать хамоватыми словечками и грозить топором. Самые жуткие вещи охотно дорисует подсознание, после того как манипулятор немного постарается. В «Заклятии» же типовой набор штампов внезапно сменяется детективными клише, а на переднем плане возникает невзрачный риэлтор, которому выпадает чуждая роль проводника по местам, хранящим кровавый секрет.
Более целостным «Заклятье. Незаконченная глава» воспринимается как рассуждение на тему популярности и природы её переменчивости. Глядя на то, как беснуется в воспоминаниях Гиллигера отец, и как переживает соприкосновения с паранормальными явлениями, поневоле задумаешься: а может к чёрту это вольное творчество, когда есть, ну скажем, работа литературного редактора? За способность влиять на умы следует суровая расплата – Уилкинс не особо умело, однако всё же подводит к этой философской истине. В лице главного героя мы видим обычного трудягу, несемейного и несомненно одинокого человека, которому даже некому излить чувства. Не очень похоже, что потенциальный успех нового романа способен заполнить душевную пустоту. При этом актёр Люк Мэбли смотрится в чём-то выигрышнее легендарного коллеги Николсона, чья ярость и безумие были очевидными с первого же появления в кадре «Сияния». Драма персонажа Мэбли интуитивно понятна многим людям, мечтавшим о славе и почитателях, а получившим в итоге непыльную должность в какой-нибудь конторке. Настойчивое желание раздвинуть воображаемые рамки и войти в историю рано или поздно спровоцирует дуэль с теми самыми демонами, а человек ведь может переоценить свои силы, как и произошло в этом фильме.
Показав себя прилежным учеником, Пол Уилкинс и на концовку приберёг сюрприз. Думается, режиссёр прекрасно понимал, что обрекает своё кино на положение эпигона, и раз не отошёл даже от близкой цветовой гаммы пустого коридора, то решил: «Была – не была». За смелость британец заслуживает похвалы, это добротный представитель своего жанра, который не хватает звёзд с небес, однако вполне способен прийтись по вкусу ценителям мистики. Да и не так часто среди типичных лент-пугалок попадаются картины, одно название которых содержит в себе несколько смыслов. В случае с «Писателем-призраком» их целых три: в значении «литературный негр», влияние ауры отца и, что самое любопытное, превращение самого автора в бессмысленную сомнамбулу, который живёт выдуманными сюжетами и не осознаёт, что однажды тоже умрёт, и отнюдь не в понарошку.
4
,9
2022, Великобритания, Триллеры
90 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Приписка «Заклятье» к очередному мистическому триллеру на тему зловещих шорохов и бушующих по ночам призракам, что плотоядно посматривают на жертв, уже десять лет как служит неким гарантом хоть и скромного, но качества постановки. Вот и «Незаконченная глава», в оригинале «Писатель-призрак», продолжает тенденцию – несмотря на другой сюжет, отходящий сильно дальше от мейнстрима в жанре хоррор. Малоизвестный британец Пол Уилкинс реализовал своего рода трибьют в честь Стэнли Кубрика и его культового «Сияния», расколовшего в своё время сообщество поклонников Стивена Кинга на два непримиримых лагеря. Столь же шумная слава тихому ремесленнику с Туманного Альбиона, не светит, что, впрочем, не мешает отдать должное автору: идея при всей бессовестной вторичности породила зрелищное и весьма симпатичное кино. В центре сюжета обитает средней руки писатель Гиллигер Грэм, подозрительно похожий на бывшего любимца Джеймса Кэмерона – актёра Майкла Бина. Как и исполнитель роли Кайла Риза в первом «Терминаторе» прозаик когда-то был на коне, наслаждался овациями публики, подсчитывал гонорары, пока не обнаружил себя на дне стакана и с ощущением полного тупика. В поисках вдохновения Грэм отправляется в старый родовой особняк, едва выцеживает из себя одну строчку, пока пролитое пиво не заставляет его обратить внимание на причину засора раковины – туго свёрнутую рукопись последнего романа, написанного отцом. Папа, как это часто бывает в творческих династиях, был значительно талантливее отпрыска и невольно обрёк последнего на унизительные сравнения в духе «природа отдыхает на детях гениев». Пусть этот момент и остался за кадром, но сыновня обида видимо копилась все годы параллельного творчества, а когда отца не стало – удача тут же оставила наследника. Недолго думая, Гиллигер решает дописать рукопись и выдать её за собственный труд. Забыл только горе-беллетрист спросить разрешения у призраков пустого дома, а у них на всё своё мнение имеется. В попытках следовать тропой Кубрика Пол Уилкинс накрутил интриг, и то ли не хватило масштаба, то ли запутался с посылом, но картина грешит однообразием. Поначалу всё это сплетение демонов прошлого с галлюцинациями подвыпившего неудачника доставляет удовольствие – да и всем бы посланникам загробного мира выглядеть как сексуальная шатенка Андреа Дэк! Однако ещё до середины фильма режиссёр начинает ходить кругу. Странная и дерзкая девица, не менее таинственный и наглый ухажёр с манией садиста – они неплохи сами по себе, но не вызывают того же страха, какой веял, к примеру, от сдержанного бармена из «Сияния». Для режиссёра Уилкинса это возможно открытие, но, чтобы напугать – совсем не обязательно сыпать хамоватыми словечками и грозить топором. Самые жуткие вещи охотно дорисует подсознание, после того как манипулятор немного постарается. В «Заклятии» же типовой набор штампов внезапно сменяется детективными клише, а на переднем плане возникает невзрачный риэлтор, которому выпадает чуждая роль проводника по местам, хранящим кровавый секрет. Более целостным «Заклятье. Незаконченная глава» воспринимается как рассуждение на тему популярности и природы её переменчивости. Глядя на то, как беснуется в воспоминаниях Гиллигера отец, и как переживает соприкосновения с паранормальными явлениями, поневоле задумаешься: а может к чёрту это вольное творчество, когда есть, ну скажем, работа литературного редактора? За способность влиять на умы следует суровая расплата – Уилкинс не особо умело, однако всё же подводит к этой философской истине. В лице главного героя мы видим обычного трудягу, несемейного и несомненно одинокого человека, которому даже некому излить чувства. Не очень похоже, что потенциальный успех нового романа способен заполнить душевную пустоту. При этом актёр Люк Мэбли смотрится в чём-то выигрышнее легендарного коллеги Николсона, чья ярость и безумие были очевидными с первого же появления в кадре «Сияния». Драма персонажа Мэбли интуитивно понятна многим людям, мечтавшим о славе и почитателях, а получившим в итоге непыльную должность в какой-нибудь конторке. Настойчивое желание раздвинуть воображаемые рамки и войти в историю рано или поздно спровоцирует дуэль с теми самыми демонами, а человек ведь может переоценить свои силы, как и произошло в этом фильме. Показав себя прилежным учеником, Пол Уилкинс и на концовку приберёг сюрприз. Думается, режиссёр прекрасно понимал, что обрекает своё кино на положение эпигона, и раз не отошёл даже от близкой цветовой гаммы пустого коридора, то решил: «Была – не была». За смелость британец заслуживает похвалы, это добротный представитель своего жанра, который не хватает звёзд с небес, однако вполне способен прийтись по вкусу ценителям мистики. Да и не так часто среди типичных лент-пугалок попадаются картины, одно название которых содержит в себе несколько смыслов. В случае с «Писателем-призраком» их целых три: в значении «литературный негр», влияние ауры отца и, что самое любопытное, превращение самого автора в бессмысленную сомнамбулу, который живёт выдуманными сюжетами и не осознаёт, что однажды тоже умрёт, и отнюдь не в понарошку.