Русские идут! На Голливуд
Свершилось! Справедливость восторжествовала в очень неожиданном месте – в Голливуде. От чего мы вроде бы давно уже отвыкли. Самую полновесную коллекцию заветных позолоченных дядюшек собрал фильм «Анора» режиссера Шона Бейкера (которого в наши печальные с точки зрения грамотности времена принято именовать Бэйкером). Отдельно радует то, что количество в данном случае гармонично сочетается с качеством: 5 призов включают в себя почти все значимые. Лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая главная женская роль, лучший монтаж и лучший оригинальный сценарий. Не хватает только приза за главную мужскую роль, но это было бы уже слишком большое счастье. А если отсутствие награды у Юры Борисова считать провалом – дай Бог каждому такой! Наш замечательный актер зазвездил по полной программе. За комплимент, который ему на церемонии награждения отвесил Дауни-младший, большинство его российских коллег могли бы какую-нибудь конечностью пожертвовать. Первая номинация российского актера на премию «Оскар» – это будет занесено в анналы отечественного кинематографа.

Заметки на полях
Немного об этих самых анналах. Российская кинотусовка до сих пор не устает исходить восторгами по поводу прошлогоднего Каннского фурора, произведенного «Анорой». Но теперь можно услышать и голоса скептиков. Мнение Никиты Михалкова, которое он сквозь губу высказал о не самых впечатляющих достоинствах этой картины, имеет полное право на существование. Мэтр, на счету которого хотя бы такой шедевр, как «Утомленные солнцем», имеет право посетовать на падение уровня нынешнего кинематографа. Но ни Бейкер, ни Борисов в этом не виноваты. А тем более – блистательная Майки Мэдисон, заставившая скрежетать зубами саму Деми Мур и фильм Субстанция.
Лучшие из худших?

Так за что сегодня венчают высшими киношными наградами? Сюжет картины новизной не блещет. Незамысловатый мезальянс, не отягощенный не то, что инцестом, даже самыми захудалыми коллизиями с #MeToo подтекстом.
Милейшая представительница секс-индустрии Анора (Майки Мэдисон) по простоте душевной решила, что ей удалось выудить золотую рыбку, поймать на брачную удочку сынишку русского олигарха Ваню (Марк Эйдельштейн). Отпрыск богатея, да еще такой милашка! Метнуться в Лас-Вегас и заключить законный брак. Дело сделано. Но тут в ход идет артиллерия калибром с Царь-пушку (девочка явно в Кремле не бывала). Из России раздается такая канонада, что половину Нью-Йорка начинает потряхивать. Родители Вани не останавливаются ни перед чем, дабы расстроить брак шалунишки с проституткой.
Режиссер идеально подбирает сюжетные интонации: перед нами не слезоточивая мелодрама на тему социально-гендерных антагонизмов, а фарсовая комедия с отчетливо водевильными обертонами. При этом Бейкеру удается аккуратно вырулить к минорному финалу, что позволяет претендовать на артхаусный статус его детищу.
Правильный гендер: проститутка
Если кто-то феерит в «Аноре» на мега-уровне – так это Майки Мэдисон, исполнительница роли эскортницы. Она просто затмила своих коллег-мужчин (хотя те отработали тоже на очень приличном уровне). Безбашенная харизма, помноженная на таланты мастерицы эротических танцев – это надолго запомнится публике. Авторы «Аноры» преподнесли своей приме настоящий подарок, это шедевральная сцена эпической битвы рассвирепевшей самочки с командой деликатных бандюганов (в этом эпизоде Юра Борисов тоже был хорош).

Правда, настоящие масштабы дарования Борисова сегодня известны все же в основном нашей аудитории. Примерно в то же время, что и «Анора», на экраны вышел российский фильм «Кентавр». Сюжетная геометрия обеих картин может быть описана одной и той же формулой: мажор и проститутка плюс Юра Борисов. Сравнения неизбежны. Если оценивать работу Борисова, то я бы отдал предпочтение «Кентавру». Тут и сюжет сработан с прицелом на наш ответ Юлу Бриннеру (тоже ведь Ю.Б.), и партнерша в подметки не годится Майки Мэдисон, не затеняет работу Борисова. В роли девушки с пониженной социальной ответственностью она выглядит в «Аноре» настолько органично, что о ее вроде бы блистательной предшественнице в аналогичном амплуа (это про Джулию Робертс в «Красотке») как-то даже говорить неприлично. Просто глоток свежего воздуха после духоты гендерной идентичности! Но это, возможно, заслуга не только замечательной актрисы.
Трампо-терапия на марше?
А теперь о конкурентах. Голливудская фабрика грез сегодня все больше напоминает «Мосфильм» времен Ивана Пырьева: прогибаться под линию партии этот мыслящий тростник умеет, как шумящий камыш из любимой нашим народом песни на текст Дмитрия Глебова. Потому конспирологически ориентированные кинокритики могут сколько душе угодно гадать: победы «Аноры» с русскими и армянскими актерами – это дело рук смотрящих по Голливуду Мела Гибсона и Сильвестра Сталлоне? Или киноакадемики сами догадались, чего товарищ Сталин… то есть, мистер Трамп пожелать соизволил?
А как иначе можно оценивать унизительный провал манифеста трансгендерной идентичности, мюзикла «Эмилия Перес», достойного показа на открытии злосчастной Парижской олимпиады? Да и в целом очень прилично сделанный «Конклав» по роману маститого Роберта Харриса заслуживал бы более серьезных успехов, если бы не безумно политкорректный финал отлично закрученного сюжета.
Те же – и армяне
При просмотре картины у наших сограждан могут возникнуть вопросы: Анора – она совсем идиотка или еще поддается лечению? С чего она взяла, что российский миллиардер и его супружница согласятся с женитьбой сыночка на американской проститутке? И перпендикулярный интерес: причем здесь армяне? Это Брайтон-Бич или район Сочи?

Ответ на оба вопроса будет один, причина этих нелепиц и несообразностей все та же: полная расфокусировка точки зрения на культурные коды двух социально-территориальных массивов, российского и западного. Кастинг выкатил Бейкеру список русскоязычных актеров, коррелирующих сюжету. В их числе оказалось несколько армянских исполнителей (очень неплохих, кстати). Отсюда и такой фантастический персонаж, как священник армянской церкви (великолепная работа Карена Карагуляна) на побегушках у русского олигарха. Обитатели постсоветского пространства могут сто раз на это обижаться, но по ту сторону Атлантики они по-прежнему, даже через 30 с лишним лет после распада СССР, остаются русскими.
А когда шибко образованные рецензенты морщат носы, задаваясь вопросом: почему вдруг у русского паренька (Ваня в исполнении Марка Эйдельштейна) крестный отец – священник армянской церкви? Монофелит у православного, ай, какое незнание наших религиозных реалий! Но перед тем, как бросать камень в режиссера (сценариста и всего на свете) англосаксонского происхождения, таким ревнителям ортодоксии стоило бы потренироваться и ответить на вопрос: как вы относитесь к принципу Filioque? Если не гуглить – такие «православные», как правило, оказываются католиками.
Так что если кто-то с гордостью сейчас говорит о том, что на Голливуд стройными рядами надвигаются русские, то справедливости ради надо добавить: и армяне тоже.