Юра Борисов и «Анора» номинированы на «Оскар»

Снискав лавры Каннского фестиваля, «Анора» Шона Бейкера полетела прямой наводкой в центр не менее значимой мишени – за наградой американской киноакадемии. Картина о романе американской стриптизёрши и русского мажора метит по шести категориям на «Оскаре», включая главную – за лучший фильм. Для российских зрителей рейд «Аноры» особенно интересен номинацией Юры Борисова – первой для нашего актёра в новейшей истории Голливуда. Прорыв скромного, не слишком эмоционального трудяги ошарашил и впечатлил. Получается, и за океаном всё по силам талантливым российским актёрам, если они попадают в нужные режиссёрские руки и сами приятно удивляют, что в таком фильме сделать было отнюдь не просто. Фильм «Анора» на манер слоёного пирога перебирает жанры, и, начав с сатирической комедии о выходках богатеев, приходит к печальной драме о людях с поломанными судьбами.

Секреты танцовщицы – за что Анора может получить «Оскар»

«Анора» шла по проторенной «Красоткой» Гарри Маршалла колее, но свернула с неё ещё задолго до кульминации фильма с побегом свежеиспеченного мужа от собственной жены. Шон Бейкер проделал колоссальную работу, сделав из героини Майки Мэдисон не жрицу любви и мастерицу плотских утех, а глубокую личность, что крутится вокруг шеста не по велению сердца, но по служебному долгу. Обескураживающая и слегка грустная улыбка актрисы приоткрывает форточку в мир, где действуют очень суровые законы, где век твой весьма скоротечен, и где не так-то просто найти своего клиента, потому как приходится соперничать с другими девицами – не менее горячими, пластичными и хваткими. О какой-то неземной любви к балбесу, сынку богатого папочки, говорить не приходится: Анора просто выживает, как может, стараясь использовать те немногие подарки судьбы, что ей перепадают. Но и примитивной охотницей на завидных женихов она не является, и её упрямство в нежелании идти на развод взращено страхом перед слишком знакомым ремеслом, от которого так хотелось бы сбежать. В собольей шубке и колечком с четырьмя каратами – ну куда без маленьких радостей.

Станет ли Юра Борисов лучшим актёром второго плана?

Экранный образ Марка Эйдельштейна в сравнении с Анорой сильно проигрывает – ничего особенного, обычный мажор. Зато немало повидавшие оценщики были изрядно удивлены другим русским парнем – спокойным и уверенным, грамотным и терпеливым. Фигура Игоря, сыгранного Юрием Борисовым, вышла настолько выпуклой и в приятном смысле диссонирующей на фоне других мужских персонажей, что именитые комиссии пришли в восторг. Пролетев по недоразумению мимо «Золотого глобуса», Юра имеет все шансы дождаться вручения самой престижной премии – «Оскара». В номинации за «лучшую мужскую роль второго плана», и это как раз тот редкий случай, когда второй достоин быть во всех отношениях первым. В «Аноре» хватает карикатурности, и особенно щедро режиссёр одарил ею других выходцев из России. Когда до олигарха, сыгранного Алексеем Серебряковым, доходит информация о чудачествах сынка, он отправляет «разгребать завалы» потешных армянских «братков», и среди них Игорь – настоящий островок здравомыслия. При этом как раз с ним связана самая пикантная деталь в противостоянии с упирающейся девицей: он случайно, но исключительно ловко завладевает её кольцом, что сыграет не последнюю роль в этой истории. Не опускаясь до уровня стереотипных «джентльменов удачи», Игорь близок к Аноре именно профессиональностью. Человек знает своё дело, не горит за него всей душой, но и халтурить себе не позволяет.

Неожиданный союз

Поддерживая реноме «загадочного русского», Игорь смотрится вполне «американисто», на что указывает проходная вроде бы сцена в ночном кафе, где он сноровисто поглощает гамбургер. За кадром остаётся биография этого человека, мы знаем о нём, по сути, только внештатный характер его работы на армянского крёстного отца русского паренька, но это отходит на десятый план, когда так сильно обаяние российского актёра. Такого честного и справедливого мужика, который не даст в обиду ни себя, ни ближнего, однако и кулаками без особой необходимости махать не станет. Тандем Игоря и Аноры выделятся ближе к развязке фильма, что в итоге и определяет настроение ленты Бейкера как грустное и в то же время адекватное поступкам персонажей. Юра Борисов во многом дополнил свой же  слегка гротескный образ умельца на все руки из артхаусной драмы «Купе №6». Это уже не пьяный попутчик финской интеллигентки в поезде. Это по-своему хороший человек, пришедший к определённой точке развития, он состоялся и стал немым укором безрассудству. И нет, не в исполнении пацана-мажора, а целого мира. Вот почему Борисов так хорош в этой роли – он подобен свету маяка посреди моря лжи. И та пресловутая правда, что несёт герой Юры, не имеет национальности, но заслуживает награды по самому высокому разряду.